Как диагностировать проблемы с аккумулятором?

5 признаков умирающего аккумулятора

Запомните их, без аккумулятора машина не заведется

Если аккумулятор разряжен, машина не заведется. Вообще. Попутно может отключиться бортовая охранная электроника, и автомобиль станет уязвим перед угонщиками и вандалами. В этой статье рассказываем про признаки севшего аккумулятора и что делать дальше.

Аккумулятор (он же АКБ, он же Батарея) умеет накапливать электрический ток, некоторое время хранить его и расходовать на нужды автомобиля.

Автомобильный аккумулятор заряжается генератором. Генератор вращается двигателем, вырабатывает ток, питает большинство бортовых систем и… да, заряжает аккумулятор.

Аккумулятор питает стартер. Без него невозможно запустить двигатель.

Аккумулятор связан со всей бортовой электрикой и электроникой, которая работает при выключенном двигателе:

  • приборная панель;
  • мультимедийная система;
  • охранные системы;
  • фары и свет в салоне;
  • обогрев стекол, зеркал;
  • климат-контроль;
  • обогрев сидений.

Полный список может отличаться и зависит от конкретной модели и комплектации. Например, во многих современных автомобилях ближний свет в фарах не работает при выключенном зажигании.

Аккумулятор питает бортовое оборудование только при выключенном двигателе.

Если работает генератор, питание поступает от него.

Как только запустите двигатель, исправный аккумулятор зарядится от генератора автоматически. Например, поехали на пикник, весь день слушали музыку и к вечеру подсадили аккумулятор. Отправляетесь в обратную дорогу — АКБ начинает заряжаться и к концу поездки восстанавливает заряд.

Если аккумулятор сильно разряжен или близок к выходу из строя, энергии от генератора для полной зарядки ему не хватит. Ее может не хватить даже на запуск двигателя.

Звук, который вы слышите после поворота ключа или нажатия стартовой кнопки и перед включением двигателя — это звук стартера. Беспроблемный пуск — это когда вы повернули ключ и машина завелась самое позднее через секунду. Если у стартера будто включился замедленный режим, проблема в аккумуляторе.

Если стартер крутит бодро, но машина все равно не заводится, это уже совсем другая история.

Обратите внимание

Если машина завелась с трудом, не глушите ее сразу! Возможно, аккумулятор отдал последнюю энергию и завестись повторно ее не хватит.

Дайте двигателю поработать 20-30 минут, чтобы аккумулятор подзарядился. Желательно, на ходу, при 2-3 тысячах оборотов.

Если в вашем бортовом компьютере есть индикатор заряда аккумулятора, проверьте показатели. Значения могут быть указаны в вольтах или процентах:

;Напряжение при выключенном двигателе, В;Степень заряда, %

Идеально;12,5 – 12,8;90-100 Непорядок, но должны завестись;11,9 – 12,5;40-90 Плохо, повезет, если заведемся;11,5 – 11,9;20-40 Точно не заведемся;10,5 – 11,5;0-20

Если значения отличаются от идеальных, стоит заехать на диагностику. Проблемы аккумулятора быстро прогрессируют.

Узнайте стоимость компьютерной диагностики для вашего автомобиля!

Если бортовой компьютер в вашем автомобиле не показывает напряжение, купите вольтметр. Это устройство с дисплеем, размером с флешку, которое подключается к прикуривателю и показывает напряжение в бортовой сети. Продается в автомагазинах и на китайских торговых площадках.

Стоит от 100 рублей.

Напряжение в бортовой сети может на 0,5-1В отличаться от напряжения аккумулятора. Дело в высокой погрешности недорогих вольтметров и потере тока на потребителях. В автосервисе напряжение измеряют на клеммах аккумулятора профессиональным мультиметром.

Для диагностирования неисправности нужно специальное оборудование!

Электролит — это электропроводящая жидкость, которая находится внутри аккумулятора. В классических аккумуляторах — это смесь воды с кислотой (как правило, серной, но возможны варианты).

Есть также специальные АКБ с маркировками GEL и AGM, о которых стоит рассказывать отдельно. Батареи с жидким электролитом самые распространенные, и этот пункт о них.

Плотность электролита проверяется при помощи прибора ареометра.

При проверке учитывается температура окружающего воздуха:

;Плотность электролита летом, ~ +25°С;Плотность электролита зимой, ~ -20°C

Аккумулятор заряжен;1,24 – 1,30;1,28 – 1,30 Аккумулятор необходимо зарядить;1,16 – 1,24;1,21 – 1,28 Аккумулятор полностью разряжен;Менее 1,16;Менее 1,21

Важно

При замере плотности электролит может попасть на кожу и вызвать ожог, не рекомендуем проводить эту процедуру самостоятельно.

Для диагностирования неисправности нужно специальное оборудование!

Внутри классического кислотного аккумулятора находятся 6 пластин, каждая из которых связана с отдельным колодцем для электролита. Плотность замеряется в каждом колодце, и везде она должна быть примерно одинаковой, плюс-минус 0,02 единицы.

Если разность больше, значит, у вашей батареи начали разрушаться пластины, а этот процесс необратим. В народе такая ситуация называется «осыпавшимися банками».

Такой аккумулятор может разрядиться даже от прослушивания музыки в течение 2-3 часов или не отключенной вовремя сигнализации.

Зимой аккумулятор с «осыпавшимися банками» может не завести автомобиль уже при температуре -5-10°С. Исправный АКБ должен справляться с запуском мотора до -25°С.

Для диагностирования неисправности нужно специальное оборудование!

Аккумулятор сильно нагружается при запуске двигателя. Лампочки на панели и музыка — для него ерунда, при условии, что в багажнике нет киловаттного сабвуфера. Величина пускового тока — это максимальная сила тока, который аккумулятор может выдать единовременно. Машина плохо заводится при низком показателе.

Пусковой ток измеряется специальным диагностическим комплексом — обычный мультиметр не подойдет. Причины уменьшения пускового тока:

  • разрушение свинцовых пластин;
  • сульфатация пластин.

При сульфатации пластины покрываются сульфатами свинца или кальция, что-то вроде налета, которая мешает пластинам нормально накапливать и отдавать ток. Сульфатация — естественный процесс, но он сильно ускоряется глубоким разрядом аккумулятора. Например, после поездки с неисправным генератором.

Полностью восстановить такой аккумулятор нельзя, стоит запланировать покупку нового.

Раньше машины в такой ситуации заводили «с толкача». С современными эта шутка не пройдет. Лучший выход — «прикурить» машину от другой при помощи силовых проводов.

Донор — автомобиль, от которого «прикуривают».
Реципиент — автомобиль, который «прикуривают».

У аккумуляторов может быть прямая и обратная полярность. Это значит, у одних плюсовая клемма справа, а у других слева. Обязательно проверьте маркировки на корпусе аккумулятора, когда подключаете донор к рецпиенту.

Заранее купите провода и положите в багажник. Понадеетесь, что найдете кого-то с проводами, — будете искать до полуночи. Покупайте средний ценовой сегмент и дороже. Провода должны быть не короче 3 метров, из мягкого и толстого провода. У «крокодилов» должна быть жесткая пружина и НЕ должно быть люфта, иначе они будут болтаться на клеммах.

Перед установкой силовых проводов заглушите донор.

Отсоедините провод от минусовой клеммы аккумулятора донора (желательно, но не обязательно).

Закрепите «крокодилы» на клеммах аккумуляторов обоих автомобилей в следующем порядке: плюс реципиента — плюс донора — минус реципиента — минус донора. Убедитесь, что полярность совпадает.

Не включая донор, заведите реципиента.

Получилось? Отлично, отправляйтесь в сервис проверять аккумулятор на жизнеспособность и/или в автомагазин за новым.

Совет

Не получилось? Заведите донора, дайте 3 тысячи оборотов на холостых на 2-3 минуты. Не сбрасывая оборотов с донора, заводите реципиента.

Опять не получилось? Или аккумулятор практически мертв и его точно нужно менять, или дело вообще не в нем.

Бывает так: машина заводится, но, по диагностике, аккумулятор умирает. Если вы не готовы купить качественную замену прямо сейчас, какое-то время можно ездить, но к зиме он точно перестанет работать. Несколько месяцев на замену у вас есть.

Узнайте стоимость технического обслуживания для вашего автомобиля!

Источник: https://CarFix.ru/blog/sovet-eksperta/5-priznakov-umirayushchego-akkumulyatora

Основные проблемы с аккумулятором и способы их решения

 Автомобилисты часто сталкиваются с ситуацией, когда их «железный конь» отказывается заводиться.

Причин, по которым машина не хочет выезжать на дорогу, много, однако наиболее частая, пожалуй, – севший аккумулятор. Именно этот важный элемент зачатую заставляет водителей мерзнуть на дороге и просить проезжавших мимо автовладельцев помочь прикурить «сдохшую» батарейку.

Выбираем АКБ: главное – емкость

Итак, представим, что в машине сел аккумулятор. Автовладелец решает приобрести новую батарею и идет в ближайший магазин. Там он сталкивается с огромным выбором всевозможных АКБ разных размеров. И первое здесь, на что стоит обратить внимание, это емкость аккумулятора.

Как известно, завод-изготовитель при производстве машины устанавливает АКБ с теми или иными характеристиками в зависимости от расчетов инженеров. Если водитель решит купить АКБ со значительно меньшей емкостью, то ему нужно быть готовым к тому, что на морозе его «железный друг» легко и быстро не заведется.

Помимо этого, при движении в плотном трафике с большим количеством включенных бортовых потребителей напряжение сети будет низким – это может привести к быстрому разряду батареи.

В том случае, если автомобилист решит на установку АКБ большей емкости, то вскоре он столкнется с такими проблемами, как нехватка заряда и повышенная нагрузка на генератор, которая приведет к его поломке.

Другой параметр, который важен для запуска автомобиля в холодное время года, – это так называемый ток холодной прокрутки. Чем он выше, тем лучше аккумулятор будет заводить двигатель зимой.

Обратите внимание

Вместе с тем будет увеличена нагрузка на щеточно-коллекторный узел стартера, а это весьма вредно для этого агрегата.

В случае, если ток холодной прокрутки будет меньше, чем у штатной батареи, то двигатель при низких температурах вообще откажется запускаться.

Напутал с размером – помял капот

Достаточно часто бывает, что покупатели ошибаются с размерами батареи и приобретают АКБ, которая в результате оказывается меньше, больше, шире или уже, чем та ниша в подкапотном пространстве, на которую она устанавливается. Установка таких батарей может привести к тому, что будет промят капот авто, сиденье или фальшпол багажника – в зависимости от того, где в автомобиле находится аккумулятор.

Случается и так, что бывает перепутана полярность, и тогда провода на клеммы уже не накинуть. Но даже если все подобрано правильно, могут возникнуть проблемы с креплением батареи. В результате тяжелый агрегат будет издавать неприятные звуки во время резких маневров.

О сроках службы «батарейки»

Срок жизни любого современного аккумулятора при нормальной эксплуатации превышает гарантийный срок почти всех машин. Как правило, во время планового техосмотра на сервисе официального дилера состояние батареи проверяется специалистами, часто у аккумулятора смазывают клеммы специальным раствором.

Тем не менее, как известно, между ТО проходит целый год, или 10-20 тысяч километров. Поэтому автомобилисту следует самостоятельно следить за тем, как там себя чувствует АКБ.

По мнению экспертов, срок службы современной автомобильной батареи прямо зависит от условий эксплуатации машины. Считается, что при ежедневных поездках в смешанном цикле движения и пробеге не менее 50 километров в день АКБ прослужит в среднем пять лет.

В случае, если автолюбитель приобрел подержанную машину и не в курсе, как она эксплуатировалась бывшим владельцем, батарею в таком ТС лучше протестировать при помощи специального устройства или отправить ее на сервис.

В любом случае о старом аккумуляторе водителю сообщит сразу после запуска мотора некорректная работа электрических систем или отображение неисправностей на щитке приборов.

Почему так сложно завести авто в мороз

Отдельный разговор и серьезная головная боль многих автовладельцев – запуск автомобиля в сильный мороз. Если в теплое время года даже самая старая батарея способна запустить двигатель авто, то глубокой зимой дать сбой может даже аккумулятор совсем новой машины. По мнению специалистов, важны условия хранения АКБ на складе.

Важно

Если регламент хранения не соблюдался, не осуществлялась своевременная подзарядка батареи, то ресурс такого аккумулятора значительно снижается. Кроме того, на запуск могут повлиять неисправности электрики авто или агрегатов, отвечающих за мотор.

Читайте также:  Размораживание стекол – механический или химический способ?

Автоаккумулятор часто разряжается тогда, когда машина в холодную погоду долго стояла без движения. Поэтому эксперты советуют водителям таких авто периодически запускать двигатель и дать ему поработать какое-то время. Это поддержит заряд АКБ.

Кроме того, можно снять ее и отнести на зарядку, проехать не менее восьми часов в смешанном режиме движения или подключить поддерживающее устройство Battery Conditioner на все время, пока автомобиль не эксплуатируется.

Тем не менее стоит иметь в виду, что если аккумулятор исправен и машина постоянно используется, то даже при сильных морозах нет смысла таскать его домой на ночь.

Есть прикурить?

В том случае, если АКБ все же не может завести автомобиль, то эксперты советуют смело использовать провода для «прикуривания». По их словам, такое метод безопасен, если, конечно, не пусть полярности и соблюдать правила техники безопасности. Обычно данная процедура описывается производителем в руководстве по ремонту авто.

Приведем здесь кратко некоторые правила «прикуривания». Во-первых, АКБ должна быть разряжена недолгое время. Если она села давно, то в ней начинается сульфатация плюсовых пластин, что снижает ресурс батареи. Такой аккумулятор нужно заряжать не менее 24 часов. Cкорее всего, он наберет заряд, но не прежнюю емкость.

Кроме того, подсоединение проводов нужно производить при выключенном двигателе и зажигании авто, с которого будет проводиться «прикуривание». Также после соединения нужно завести исправный автомобиль и дать ему поработать не менее 15-20 минут на холостом ходу.

После этого мотор нужно заглушить и попытаться завести неисправную машину.

Источник: https://spasiboauto.ru/remont/osnovnyie-problemyi-s-akkumulyatorom-i-sposobyi-ih-resheniya.html

Проблема с генератором. Как определить и диагностировать? Что делать если падает напряжение в сети питания авто и садится аккумулятор?

Большинство аккумуляторов работают от 3 до 5 лет, после истечения этого срока автомобильные аккумуляторы обычно выходят из строя. Обязательно заменяйте аккумулятор если он выходит из строя. По электрической схеме генератор и аккумулятор должны работать только в связке. Как минимум это связано с тем что строение современных генераторов достаточно сложное.

Генератор состоит из активного ротора и статора которые представляют собой катушки индуктивности (большое количество витков медной проволоки)

Активный ротор и статор автомобильного генератора постоянного тока.

В следствии того что и ротор и статор в данной схеме активные, генератор начнет вырабатывать необходимую мощность, только при определенном напряжении на обмотке (катушке) ротора. Необходимое напряжение на обмотке статора появляется благодаря аккумуляторной батарее автомобиля. Двигаясь внутри статора катушка ротора вызывает в нем движение тока – вырабатываемую электрическую энергию.

Совет

Если аккумулятор садится либо он испортился или отключен от электросети, обычно в сети автомобиля наблюдают большие скачки напряжения. Связано это с тем что генератор пытается питать себя своей же энергией, что является затухающим процессом.

Колебания напряжение в сети питания автомобиля могут привести к тому что некоторые приборы бортовой сети, могут сгореть, поэтому очень не рекомендуется использовать автомобиль без аккумулятора. Как и наоборот – автомобиль без генератора будет использовать только мощность аккумуляторной батареи и долго не проработает. Аккумулятор сядет, автомобиль заглохнет.

Далее вам придется заряжать аккумулятор на специальной станции или специальным зарядным устройством дома. Как же определить после зарядки аккумулятора, что проблема на данный момент именно в генераторе. Найдите в вашем подкапотном пространстве аккумуляторную батарею. Батарея имеет две клеммы, + (положительную) и – (отрицательную).

Отрицательная клемма обычно соединена напрямую с кузовом автомобиля. В некоторых случаях стартер тоже напрямую соединен с отрицательной клеммой аккумуляторной батареи, хотя в большинстве автомобилей стартер напрямую соединен с генератором.

Положительная клемма зачастую защищена пластиковой накладкой, что бы не произошло замыкания с близлежащими контактами или кузовом автомобиля в том числе и после аварии (не забываем что весь кузов это большой отрицательный контакт аккумуляторной батареи).

Пластиковая защитная накладка на положительную клемму аккумулятора для защиты от КЗ на корпус или проводку

Пока машина не заведена, вся бортовая сеть автомобиля питается от аккумуляторной батареи. Не отсоединяйте батарею пока двигатель работает.

Во время такого отключения на клеммах аккумулятора будет пробивать большая искра, что может привести к разрушению внутренних ячеек аккумулятора а так же аккумулятор может просто взорваться от перегрузок (искра проскакивает потому что во время того как двигатель работает, генератор заряжает батарею большими токами). Для того что бы определить поломку, нам необходимо проверить сначала напряжение не заведенного автомобиля. Для этого нам потребует тестер.

Снимите защитную пластиковую накладку с клеммы аккумулятора. Подсоедините к плюсовой клемме аккумулятора щуп тестера красного цвета. Соответственно к минусовой клемме щуп черного цвета.

Измеряем напряжение сети электропитания автомобиля при выключенном двигателе

Напряжение питания на клеммах аккумулятора должно быть в пределах 12,6 …. 12,8 Вольта. Если напряжение меньше этого значения, это скорее всего говорит что батарея выходит из строя и не накапливает необходимой энергии.

Если ваш автомобиль все еще заводится от батареи с пониженным напряжением, вы вполне можете использовать ее дальше, но вы должны быть готовы к тому что в любой момент, скажем даже при понижении температуры на улице, напряжение батареи может упасть ниже необходимого уровня и ваша машина не заведется. Так же такая батарея может быстро разрядится в процессе стоянки – если вы слушаете музыку или оставляете открытой дверь (в этот момент горит внутреннее освещение). Так же плохо если вы на долго оставляете машину на стоянке и не заводите ее. В такие моменты аккумулятор сильно разряжается.

Обратите внимание

Далее вы можете найти генератор. Обычно он закреплен болтами к корпусу двигателя и крутится с помощью ремня во время вращения двигателя. За счет вращения генератор вырабатывает электрическую энергию необходимую для работы всех электроприборов автомобиля, а так же для зарядки аккумулятора.

Генератор с шкивом для ременного привода. Закреплен к корпусу двигателя болтами.

Если генератор не вырабатывает необходимую электроэнергию, аккумулятор не будет заряжаться и постепенно сядет – машина перестанет работать.

Теперь нам необходимо проверить отдает ли генератор необходимую энергию в бортовую сеть автомобиля. Для этого нам надо завести двигатель и снова измерить напряжение на клеммах аккумулятора. При работающем генераторе напряжение на клеммах должно быть около 13,6 …. 14,3 Вольта.

Измеряем напряжение сети электропитания автомобиля при работающем двигателе

Так же нам необходимо узнать силу тока которую выдает наш генератор. Для этого нам необходимо будет взять Амперметр (переключить наш тестер в режим измерения силы тока А) и подключить его последовательно с генератором.

Либо если ваш тестер может измерить силу тока щупом, то необходимо просто обхватить щупом провод который идет от генератора к положительной клемме аккумулятора. Обычно генератор выдает максимум своей мощности где то на 1200 оборотах двигателя. Вы можете включить все электроприборы в автомобиле и поднять обороты двигателя до заявленных.

О том какой ток должен выдавать ваш генератор вы можете узнать в технической документации или прочитать на его корпусе. Зачастую генератор выдает чуть меньший пиковый ток чем заявлено, скажем если ваш генератор по тех документации должен выдавать 90 Ампер, скорее всего при измерениях он будет выдавать 88 Ампер – это нормально.

Не используйте генератор в  пиковом режиме слишком долго, он не предназначен для этого. Если вы будете использовать генератор на пиковой мощности долго он перегреется и сгорит. Если генератор работает неправильно, его придется снять и заменить (обратиться в сервисный центр), либо разобрать и устранить поломку.

Если с генератором все хорошо, но электросеть автомобиля все равно работает неадекватно, скорее всего проблема в аккумуляторе либо в самой электросети. Часто бывает так, что где то есть замыкание или плохие контакты, но это уже материал для отдельной статьи.

Источник: http://www.insidecarelectronics.com/problema-s-generatorom-kak-opredelit-i-diagnostirovat-chto-delat-esli-padaet-napryazhenie-v-seti-pitaniya-avto-i-saditsya-akkumulyator/

Диагностика аккумуляторных батарей – путь к эксплуатации без сюрпризов | Автокомпоненты. Бизнес. Технологии. Сервис

Такие разные аккумуляторы

Начнем с показательной статистики: по данным немецкого автоклуба ADAС за период с 1996 по 2006 г., в Германии удвоилось число автомобильных аварий, связанных с дефектами аккумуляторов. Только в результате недозаряженных аккумуляторов количество ДТП увеличилось в 3 раза.

https://www.youtube.com/watch?v=v31Ki4IozqE

Более чем в 60% всех аварий, произошедших в связи с дефектными АКБ, батареи находились в состоянии глубокого разряда, а еще в 28,7% случаев во время осмотра выяснялось, что батареи были заряжены некачественно.

Аналитика ADAС говорит о том, что в 0,7% случаев дорожных происшествий, произошедших из-за неисправностей АКБ, использовались аккумуляторы, выработавшие свой ресурс.

Таким образом, примерно в 90% аварий, связанных с выходом из строя аккумуляторов, причиной оказывался низкий уровень их заряда.

Важно

Это является результатом постоянного увеличения числа потребителей тока в современных транспортных средствах и подчеркивает важность и необходимость регулярного осмотра специалистами батареи автомобиля.

В идеале нужно, чтобы аккумулятор перед зимним сезоном прошел осмотр на СТО, хотя частично проверить состояние своего аккумулятора водитель может и самостоятельно, используя вполне доступные средства измерения.

В современном автомобилестроении используются аккумуляторы трех типов. Прежде всего это уже почти не используемые т.н. обслуживаемые аккумуляторы. Их можно ремонтировать, но эксплуатировать неудобно. Наибольшее распространение сегодня получили т.н. частично обслуживаемые АКБ. Пластины этих аккумуляторов изготавливаются из свинца, легированного 6…12% сурьмы.

В банках происходит постоянный гидролиз воды, в результате которого вода разлагается и, превращаясь в газ, улетучивается. Недостающую долю воды в растворе электролита необходимо восполнять, в этом, собственно, и заключается обслуживание АКБ этого типа. К третьему типу относятся необслуживаемые АКБ.

Благодаря использованию пластин из специального состава, оригинальной системе конденсирования и другим решениям, эти батареи не требуют вмешательства человека в свою работу на протяжении всего эксплуатационного ресурса. А это возможно лишь при условии надежной работы других компонентов бортовой сети автомобиля.

И поскольку при эксплуатации часто случаются непредсказуемые ситуации, то и необслуживаемым АКБ нужна диагностика их технического состояния. И здесь на помощь приходят специальные тестеры.

Тестеры АКБ бывают аналоговыми и цифровыми. Аналоговые тестеры отличаются доступной ценой, но цифровые, по сравнению с аналоговыми, дают более точные замеры. В настоящее время на нашем рынке представлены тестеры российских, европейских и американских компаний – НПП «Орион», Mobilen, Argus Analyzers, Battery Bug, Bosch и других.

Диагностика: с чего начнем?

Диагностика начинается с контрольного осмотра, т.е. с проверки, цел ли корпус, отсутствуют ли потери электролита. Если дефекты такого рода имеются, то аккумулятор для эксплуатации непригоден. Надо также помнить, что под наклейкой или упаковочной пленкой могут оказаться скол или трещина, поэтому заклеенные части корпуса должны быть очень тщательно осмотрены.

Совет

Как писалось выше, в частично обслуживаемых АКБ необходимостью являются периодическая проверка уровня залитого электролита и контроль его плотности. Если говорить об объеме залитого электролита, то его количество должно обеспечивать уровень, превышающий на 10–15 мм верхний край сепаратора аккумуляторных пластин.

Читайте также:  Минимойка от прикуривателя

Чтобы тестировать уровень электролита, понадобится предварительно открутить резьбовую пробку на банке. Специальную стеклянную трубку небольшого диаметра опускают одним концом в исследуемую банку аккумулятора, пока трубка не упрется в сепараторы аккумуляторных пластин.

А второй конец трубки плотно закрывают пальцем. Затем нижний край трубки извлекают из банки, не отпуская зажатого верхнего края, и замеряют, какой высоты столбик электролита находится в трубке.

Если столбик электролита в трубке ниже 10…15 мм, то необходимо долить дистиллированную воду для восстановления нужного уровня.

В редких случаях доливают и электролит, но это только тогда, когда электролит выливается из АКБ в результате опрокидывания, выплескивается через отверстия в банках и т.д.

Проверка плотности электролита осуществляется ареометром, летом она должна составлять 1,24 г/см3, а зимой 1,28 г/см3.

Если в результате измерений установлено, что в одной-двух банках низкая плотность электролита, а напряжение холостого хода, то есть напряжение аккумулятора без какой-либо нагрузки, ниже 11,0 В, то, скорее всего, произошло короткое замыкание внутри аккумулятора и дальнейшая его эксплуатация невозможна.

Обратите внимание

Если же плотность электролита во всех банках одинакова, а напряжение холостого хода превышает 12,5 В, то это значит, что АКБ заряжена полностью и можно проводить нагрузочный тест. Возможен вариант, когда низкая, но примерно одинаковая плотность наблюдается во всех банках. Это может значить, что аккумулятор необходимо дозарядить.

Случается, что электролит, обычно прозрачный и бесцветный, во всех банках становится коричневого цвета. В такой ситуации мерить напряжение аккумулятора нет смысла, поскольку батарея явно либо чрезмерно изношена, либо неоднократно подвергалась перезаряду.

Но с частично обслуживаемыми аккумуляторами связана еще одна проблема. Нередко на поверхности корпуса батареи появляются следы растекшегося электролита.

Они возникают в результате разбрызгивания или из-под небрежно закрученных пробок на банках, или в результате испарения при кипении. К тому же на поверхности накапливаются пыль и грязь.

Эти подтеки электролита вместе с грязью, а возможно, и с окисленными полюсами аккумулятора, вызывают усиленный саморазряд АКБ.

Для проверки достаточно взять вольтметр и прикоснуться одним щупом к плюсовому полюсу АКБ, а вторым щупом прикасаться к различным точкам корпуса аккумулятора. На дисплее прибора будет отражаться напряжение токов утечки, часто достаточно мощное. Эти токи разряжают батарею во время простоя автомобиля и могут вызвать глубокий разряд, который грозит выходом АКБ из строя.

В то же время аккумулятор легко очистить от следов кислоты. Для этого достаточно растворить ложку пищевой соды в стакане воды и тщательно промыть, а затем протереть корпус. Раствор соды нейтрализует кислоту разлитого электролита, и после обработки содовым раствором утечки тока на корпусе практически исчезают.

Аккумуляторы, обслуживаемые и необслуживаемые, достаточно часто проверяют на утечки тока. Такая необходимость может возникнуть, например, если автомобиль с заряженным аккумулятором стоял на парковке несколько дней, а при попытке завести двигатель не смог прокрутить стартер. Безусловно, у водителя возникает подозрение, что в этом виноваты токи утечки.

Для проверки этого достаточно открутить болт крепления и снять клемму с любого полюса АКБ. Затем проводами мультиметра, переключенного в режим амперметра с пределом измерения до 10 А, соединяют этот разрыв между клеммой и полюсом проводами амперметра, т.е. один провод мультиметра в роли амперметра соединяют с клеммой, а другой – с полюсом аккумулятора.

Важно

Считается, что ток утечки допустим в границах 30…40 мА, а для некоторых автомобилей, в большом количестве «напичканных» различными электронными гаджетами и приборами, допускается даже утечка до 80 мА.

Если же амперметр фиксирует на дисплее, что между полюсом аккумулятора и снятой клеммой кабеля бортовой сети действует ток большей силы, значит, существует мощная утечка и ее надо срочно устранять.

Нагрузочные вилки нужны и в быту, и на СТО

С целью оценки разряженности батареи проводят несложный тест на измерение напряжения холостого хода. Измерять напряжение удобно с помощью мультиметра. Переключив прибор в режим вольтметра и выбрав постоянный ток и установив предел измерений до 20 В, можно замерить ток холостого хода.

При полностью заряженном аккумуляторе напряжение, замеренное на его полюсах, должно составлять 12,6 В. Если же прибор покажет, что напряжение не превышает 12,4 В, то аккумулятор в этом случае заряжен только на 75%.

При 50%-ной зарядке вольтметр зафиксирует напряжение аккумулятора в 12,2 В, а напряжение холостого хода в 12 В соответствует уровню заряда на 25%.

Полностью разряженная батарея имеет напряжение между полюсами менее 11,8 В, а при достижении напряжения в 11 В батарею использовать не просто нельзя, но и опасно, т.к. появляется риск вывести из строя генератор.

 Также ток холостого хода можно измерить и нагрузочной вилкой, отключив предварительно нагрузку. Однако надо отметить, что измерение напряжения холостого хода позволяет только определить степень заряженности аккумулятора, но не может быть использовано для индикации емкости, определения пусковых характеристик и тем более ресурса аккумулятора.

Гораздо более информативным является тестирование аккумулятора под нагрузкой, что является своего рода имитацией запуска двигателя. Подключив нагрузочную вилку с установленной нагрузкой, прибор фиксирует меняющееся напряжение аккумулятора в течение 5 сек. после подключения. Результат измерений отражается на дисплее прибора и фиксируется в его памяти.

Совет

Если аккумулятор заряжен и исправен, то напряжение в конце 5 сек. будет превышать 10,2 В. Надо отметить, что напряжение в качественной АКБ при подобной проверке должно держаться стабильно и не падать.

В практике случается, что замеренный на АКБ ток холостого хода превышает 12,6 В, тестирование же под нагрузкой показывает на недозаряд или полный разряд батареи. Это значит, что АКБ неисправна, и нужно либо искать поломку, либо просто менять аккумулятор.

Возможен еще вариант, когда напряжение под действием нагрузки опустилось ниже 10 В и продолжает снижаться, а кроме того, происходит выделение газа из электролита в результате кипения в одной либо двух банках.

Такие признаки характерны для внутреннего замыкания, и аккумулятор необходимо менять.

А когда аккумулятор под действием нагрузки демонстрирует снижающееся без паузы напряжение и при этом электролит закипает во всех банках, то это верный признак того, что батарея длительное время находилась в разряженном состоянии, в результате чего, возможно, произошла сульфатация пластин и АКБ к эксплуатации непригодна.

Нагрузочные вилки представлены в торговле в широком ассортименте, в основном они предназначены для тестирования аккумуляторных батарей напряжением 12 В, но можно приобрести вилки и для проверки 6-вольтовых и 24-вольтовых аккумуляторов.

Большой ассортимент КИП производит НПП «Орион» из Санкт-Петербурга, для тестирования автомобильных аккумуляторов предприятие предлагает нагрузочные вилки мод. НВ-01(02,03).

С помощью этих приборов можно качественно и удобно тестировать аккумуляторные батареи с номинальным напряжением 12 В емкостью 15…100 Ач. В этом случае в вилке устанавливается нагрузка в 100 А. Для проверки батарей емкостью от 100 до 240 Ач в приборе устанавливают нагрузку в 200 А.

Обратите внимание

Также тестеры НВ-01(02,03) используются для проверки исправности генератора и бортовой сети с помощью высокоточного вольтметра.

В нагрузочных тестерах НПП «Орион» автоматически определяется и выводится на экран дисплея степень заряженности АКБ в процентах, можно в режиме просмотра увидеть, как изменялось напряжение под нагрузкой в каждую секунду проведения теста. Динамика снижения напряжения во время теста имеет важное значение для определения ресурса аккумулятора.

Однако метод проверки АКБ нагрузочной вилкой не определяет емкости батареи, не измеряет величину пускового тока, с помощью этого метода нельзя почти ничего сказать о сроках службы проверяемого аккумулятора. Кроме того, тестирование повышенной нагрузкой значительно разряжает и может нанести вред, особенно изношенным батареям.

А если надо проверить посерьезней?

Глубокая проверка технического состояния аккумулятора возможна только в условиях специальной лаборатории с электронными стендами и дорогим оборудованием. Тем не менее и в условиях СТО можно выявить большую часть дефектов аккумулятора, правильно оценить степень его износа.

Для полноценной картины состояния аккумулятора и перспектив его дальнейшего использования либо определения причин некачественной работы необходимо измерить ток холодной прокрутки ССА, а также выяснить процент остаточной емкости, определить зарядный ток электрической системы автомобиля.

В этой связи можно вспомнить переносной профессиональный тестер компании Bosch мод. BAT 121. Он предназначен для работы с пусковыми 12-вольтовыми АКБ.

Тестер производит 10-секундную проверку аккумулятора с помощью нагрузки, не приносящей вреда АКБ.

Определение тока холодной прокрутки редко вводят в функции тестеров, однако BAT 121 может его определить, причем в соответствии не только с европейскими стандартами EN, DIN, IEC, но и с японским стандартом JIS.

Важно

Во время теста на 8-цифровом светодиодном экране с подсветкой можно увидеть параметры напряжения и состояние АБ, а также пусковую мощность. Дополнительно при помощи этого тестера можно провести диагностику 12-вольтового генератора. Тестер запитывается от исследуемого аккумулятора, а результаты произведенных им замеров могут быть распечатаны на встроенном в тестер термическом принтере.

Отличные результаты исследования аккумуляторных батарей демонстрируют профессиональные тестеры компании Argus Analyzers. С помощью моделей АА350, АА360, АА360-RP можно определить ток холодной прокрутки ССА, процент остаточной емкости.

Также прекрасно подходят для тестирования стартерных аккумуляторных 12-вольтовых батарей тестеры моделей АА1000 и АА1000-R.

Они быстро и точно определяют ток холодной прокрутки ССА, напряжение холостого тока, процент остаточной емкости, диодные колебания, производят безопасное нагрузочное тестирование аккумулятора.

Пользуются доверием и тестеры для стартерных батарей компании Midtronics. При исследованиях тестеры компании очень точно определяют ток холодной прокрутки ССА, диодные колебания, производят нагрузочное тестирование аккумулятора и фиксируют остаточную емкость диагностируемого аккумулятора.

Важно помнить, что осмотр, техническое обслуживание, а возможно, и замена аккумуляторных батарей относятся или, по крайней мере, должны относиться к одним из наиболее важных мероприятий в работе станций техобслуживания в преддверии зимнего сезона.

Источник: https://a-kt.ru/articles/diagnostika-akkumulyatornykh-batarey-put-k-ekspluatacii-bez-syurprizov

Аккумулятор или генератор: в чем проблема?

Аккумулятор или генератор: в чем проблема?

Дата: Nov 07

Автор: Мэдди Филлипс (Maddy Phillips), ведущий специалист NOCO

В чем, собственно, проблема?

Если автомобиль не заводится, проблема, скорее всего, связана с одним из двух элементов системы зарядки: аккумулятором или генератором. Если вы приедете в автомагазин, вам могут предложить новый дорогой аккумулятор, не проводя никаких тестов.

Не совершайте эту ошибку! Неисправный генератор может испортить полностью исправный аккумулятор, что еще больше отдалит вас от решения проблемы. Однако не стоит волноваться. Диагностика проблем с электрикой автомобиля настолько проста, что ее может выполнить каждый. Для этого нужно провести следующие тесты.

Для тестов вам понадобится мультиметр, который можно купить в любом магазине автозапчастей.

Проверка аккумулятора

Срок службы аккумулятора меньше, чем у генератора, поэтому вполне вероятно, что причина именно в аккумуляторе. Для экономии времени лучше сначала проверить аккумулятор, а затем генератор. Для безопасной проверки состояния аккумулятора выполните указанные ниже шаги.

 Шаг 1. Осмотрите полюса  Шаг 2. Осмотрите провода  Шаг 3. Проверьте напряжение  Шаг 4. Запустите двигатель
Осмотрите полюсные штыри аккумулятора на предмет коррозии. Чтобы очистить коррозию, сначала снимите клемму с отрицательного полюсного штыря (черный), далее — с положительного (красный). Коррозию очень легко очистить с помощью металлической щетки и очистителя для аккумулятора. Подробные инструкции по очистке аккумулятора см. в Руководстве по очистке автомобильного аккумулятора от коррозии. Осмотрите провода, идущие к клеммам, и убедитесь в том, что они плотно закреплены, не повреждены и не корродированы. Если на клеммах сильная коррозия, замените их цинковыми клеммами, чтобы улучшить электрическое соединение. Перед подсоединением к клеммам сильно корродированные провода необходимо подрезать и зачистить. Подсоедините один из щупов мультиметра к отрицательному полюсному штырю, другой — к положительному. Если напряжение менее 12,6 вольт, аккумулятор слабый и подлежит замене. Подсоедините один из щупов мультиметра к отрицательному выводу, другой — к положительному. Попросите друга завести автомобиль, чтобы вы могли посмотреть показания мультиметра. Если при запуске двигателя напряжение падает ниже отметки 12 вольт, аккумулятор слабый и подлежит замене.
Читайте также:  Выбираем двигатель автомобиля: бензиновый или дизельный. мощность или экономичность

Проверка генератора

Генератор используется для зарядки аккумулятора во время работы двигателя. Причиной проблемы может быть недозаряд/перезаряд аккумулятора или просто вышедший из строя генератор.

Перед тем как проводить указанные ниже тесты, проверьте, плотно ли прилегает приводной ремень к генератору и крутится ли он, когда работает двигатель.

Также проверьте провода, идущие от генератора к аккумулятору на предмет повреждения, отхождения и неправильных подключений. Состояние генератора можно проверить с помощью следующих тестов.

Тест А. Нагрузочный тест

Стандартный тест для проверки состояния генератора.

Поверните ключ в замке зажигания так, как вы обычно это делаете для запуска двигателя. Включите все электрические приборы, которые можете включить. Например: стерео, кондиционер, подогрев сидений, дворники и т.п. В современных автомобилях очень много приборов, поэтому убедитесь в том, что обеспечили максимальную нагрузку. Подсоедините один из щупов мультиметра к отрицательному выводу, другой — к положительному. Напряжение должно составлять 13–15 вольт. Если напряжение находится за пределами этого диапазона, значит генератор неисправен. При выключении питания напряжение должно быть примерно 12,9 вольт, далее оно должно медленно опуститься до 12,7 вольт. Это называется поверхностным зарядом и является хорошим признаком того, что генератор автомобиля успешно выполняет свою работу.

Тест В. Световой тест

Это быстрый тест для тех, у кого нет мультиметра.

 Шаг 1. Найдите слабоосвещенное или темное место  Шаг 2. Включите фары и запустите двигатель  Шаг 3. Включите все приборы  Шаг 4. Осмотрите фары
Чтобы тест был максимально успешным, лучше всего проводить его в зоне с тусклым светом. Поверните ключ в замке зажигания так, как вы обычно это делаете для запуска двигателя. Включите фары в стандартном режиме. Включите все электрические приборы, которые можете включить. Например: стерео, кондиционер, подогрев сидений, дворники и т.п. Обратите особое внимание на яркость фар при включении приборов. Если фары начинают сильно тускнеть, значит генератор неисправен. В более серьезных случаях фары могут продолжать тускнеть, пока автомобиль совсем не заглохнет.

Выяснить, аккумулятор или генератор является причиной проблемы, может быть сложно. Надеемся, что наше руководство поможет вам понять проблему. Если проблема сохраняется, рекомендуем обратиться в надежную профессиональную автомастерскую. 

 Команда Jumpstarters.ru

Источник: http://www.jumpstarters.ru/blogs/Stati/alternator

Неисправности АКБ: причины поломки и уход за аккумулятором

Основной причиной выхода из строя аккумулятора является то, что люди совершенно не представляют, каким образом нужно правильно ухаживать за устройством, не знают, как обнаружить неисправности АКБ и, соответственно, устранить их. Именно поэтому возникают различные поломки, срок эксплуатации сокращается. Аккумулятор может быть неисправен в результате разных проблем.

Техническое обслуживание

В большинстве случаев аккумуляторы выходят из строя из-за неправильной эксплуатации и технического обслуживания. Очень важно производить безошибочное обслуживание аккумуляторной батареи после приобретения. Первое ТО крайне важно для батареи.

Чтобы аккумулятор постоянно не ломался и не приходилось тратить большие деньги для приобретения нового аппарата, можно использовать несколько полезных советов. Благодаря им получится увеличить срок эксплуатации батареи. К тому же так можно будет избежать многих неисправностей:

  1. Масло, грязь и мусор необходимо постоянно убирать с корпуса аккумуляторной батареи. Нужно следить за тем, чтобы АКБ постоянно находился в чистом состоянии.
  2. Ежедневно потребуется проверять подтяжку крепежей аккумуляторной батареи под капотом.
  3. Крышечки, предназначенные для отвода лишних газов, нужно периодически чистить. Процедуру производить потребуется очень аккуратно. В домашних условиях обычно используют для очистки обычную зубочистку или иголку для шитья.
  4. Как можно чаще нужно проверять провода, которые отходят от АКБ. Они не должны быть повреждены или окислены. Удостовериться также желательно в том, что они надёжно зафиксировались на устройстве.
  5. При помощи стеклянной трубки нужно постоянно проверять уровень электролита. Если есть необходимость, потребуется долить в устройство дистиллированную воду.

Основные неисправности АКБ

После того как способы проверки уяснены, необходимо изучить возможные неисправности аккумуляторных батарей и их причины. Эти дефекты придётся устранять. Есть несколько главных причин выхода из строя аккумулятора.

Не все автомобилисты знают, как понять, что аккумулятор неисправен. Для этого нужно узнать об основных неисправностях:

  1. Пластины начинают разрушаться.
  2. При работе случается короткое замыкание.
  3. Происходит процесс сульфатации.
  4. Электролит загрязнён.
  5. Батарея постоянно разряжается.
  6. Переполюсовка.

Рекомендуем:  Виды аккумуляторов для детского электромобиля и монтаж АКБ

Если совсем нет никакого опыта в восстановлении батареи после распространённых неисправностей, тогда лучше обратиться за помощью к профессионалам. Они смогут произвести качественный ремонт батареи. Но если АКБ сильно запущен и совсем не обслуживался, то восстановлению он уже не подлежит. Придётся покупать новую модель.

Многие автолюбители проводят восстановление аккумулятора в домашних условиях. Но тут важно знать особенности ремонта, поскольку неисправный аккумулятор может нанести вред человеческому организму.

Разряд батареи

Когда все основные неприятности известны автолюбителю, необходимо разобраться с тем, как можно исправить эти проблемы. Разряд батареи является самым распространённым вариантом.

Проблема образуется из-за определённых факторов:

  1. Ремень ГРМ автомобиля очень сильно растянут.
  2. Клеммы недостаточно плотно прилегают к батарее. Обычно это проблема вызвана окислением.
  3. Вышел из строя регулятор напряжения.
  4. Происходит неправильная работа в генераторе транспортного средства.
  5. В батарею залито очень мало электролита.
  6. Корпус батареи очень грязный.
  7. Трудности с проводкой — возможно оборудование было установлено неправильно.

Разрушение пластин

Во время эксплуатации, пластины электродов могут быть разрушены. В таком случае неисправности будут сопровождаться определёнными факторами:

  1. Перезарядка аккумулятора с сильным током.
  2. Батарея хранится очень долгое время в разряженном состоянии.
  3. Электролит подобран неверно — скорее всего, он не подходит под конкретные условия климата.
  4. Крепление очень старое — оно не может обеспечивать качественное прижимание к батарее.

Образование сульфатизации

В большинстве случаев с сульфатизацией бороться бесполезно и батарею придётся выкинуть. Дело в том, что правильно функционировать она уже не будет, и восстановить прибор нет никакой возможности.

Это проблема возникает в том случае, когда АКБ долгое время находится в разряженном состоянии. А также трудности возникают, если при эксплуатации наблюдается постоянная разрядка. Ещё одна возможная причина — малое количество электролита — пластины в таком случае будут контактировать с воздухом.

Проблему получится найти по основным признакам:

  1. Ёмкость очень маленькая.
  2. Батарея быстро разряжается.
  3. В процессе зарядки АКБ очень сильно нагревается.
  4. При зарядке выделяется большое количество газов.
  5. Зарядка очень долгая.

Рекомендуем:  Как определить полярность аккумулятора автомобиля

Если появились такие симптомы, то можно попробовать применить десульфатор. Вещество помещается внутрь. Она борется с отложениями. Если проблема не устранена, то придётся утилизировать батарею и приобрести новое устройство.

Грязный электролит

Проблема с загрязнённым электролитом возникает в том случае, когда аккумулятор очень часто эксплуатируется, но владельцы не придерживаются основных правил по уходу. А также причиной является ремонт АКБ — спаяли перемычки неправильно. В таком случае ремонт был произведён некачественно.

В ряде случаев проблему можно самостоятельно выявить:

  1. В электролите появляется медь — во время зарядки будет образовываться большое количество газов. Это может случиться и в состоянии покоя.
  2. Если внутрь попал хлор, то на дне можно наблюдать отложение светлого цвета.
  3. Если электролит стал малинового цвета, то в нём содержится марганец.

От таких проблем реально избавиться самостоятельно. Достаточно вылить грязный электролит, залить внутрь АКБ дистиллированную воду. После батарею надо поставить на зарядку с маленьким током на 60 минут. После этого электролит можно заливать новый. Аккумулятор после проведения «лечения» заряжается до 100%.

Короткое замыкание

Если аккумулятор подвергается короткому замыканию, то неисправность выявить непросто, если не знать симптомы. Электролит станет низкой плотности, а напряжение упадёт.

Чтобы устранить неисправность, необходимо разрядить АКБ током разрядом на 10 часов. После истечения этого времени на клеммах напряжение должно исчезнуть — в этом стоит убедиться. Аккумулятор полностью разбирается.

Потребуется найти причину замыкания и устранить её. Пластины качественно очищаются и промываются дистиллированной водой. После этого аккумулятор можно собирать и вливать электролит. Далее происходит полная зарядка.

Процесс переполюсовки

Возникает в том случае, если аккумулятор неправильно включается. Полюса в результате меняются. Если неисправность произошла по этой причине, то поломку можно устранить, полностью разрядив и зарядив батарею заново.

Таким образом, ёмкость будет восстанавливаться, и аккумулятор можно использовать вновь. А также бывают ситуации, когда проблема становится более серьёзной, и батарею придётся просто выкинуть. Но причины для списания автомобильного аккумулятора должны быть серьёзные.

В большинстве случаев это ситуации, когда автомобилист совсем не следит за автомобилем.

Рекомендуем:  Автомобильный аккумулятор Rocket: характеристики корейской АКБ

Правила ухода за аккумулятором

Если знать основные неисправности, то можно довольно просто избежать их. Для этого потребуется также правильно ухаживать за аккумуляторной батареей. Таким образом, срок использования АКБ сильно возрастёт.

Чтобы АКБ работала на должном уровне, стоит придерживаться правил:

  1. По истечении каждого 3 месяца следует проверять напряжение внутри батареи. Это необходимо делать как на выключенном, так и на работающем моторе.
  2. Во время эксплуатации стартерного устройства будет уходить часть жидкости. Именно поэтому необходимо производить доливку дистиллированной воды и электролита.
  3. Если аккумулятор эксплуатируется, то жидкость нужно проверять каждый месяц. Доливать в таком случае нужно только дистиллированную воду.
  4. Аккумуляторная батарея может разрядиться, если её долго не используют. В таком случае нужно периодически заряжать её. Для того чтобы исключить полный разряд, клеммы снимаются — в результате не будет происходить утечка, и аккумулятор не разрядится.
  5. Практически во всех устройствах ставят специальный индикатор, по которому можно определить уровень заряда. Но показатель не всегда правильный. Именно поэтому проверять уровень заряда необходимо самостоятельно.

Есть ещё и другие мелкие неприятности, такие как трещины на крышках, бочках или иных частях. Они могут появиться в случае ударов или иных повреждений, возникших механическим способом. Эти дефекты можно выявить, используя визуальный осмотр. Если появились трещины на аккумуляторе, то он не сможет держать заряд и поэтому не заряжается.

В большинстве случаев, если правильно обнаружить дефект, то АКБ можно реанимировать. Для списания неисправности АКБ должны быть очень серьёзные. Обычно автомобилисты не доводят агрегат до подобного состояния. А потому все возможно вернуть в надлежащее состояние.

Источник: https://ProAkkym.ru/avto/neispravnosti-akb

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector