Типичные повреждения элементов резиновой подвески

Типичные случаи повреждения подвески

Типичные случаи повреждения упругих элементов подвески, демпфирующих компонентов и их причины: 

  • замасленный амортизатор;
  • поврежденный шток поршня;
  • поцарапанный шток поршня; 
  • нарушение резьбы;
  • ослабление или обрыв перепускных клапанов;
  • разрыв или деформация сайлентблока;
  • люфт и шумы при прямом/ обратном ходе штока;
  • износ отбойника или пылезащитной манжеты;
  • износ опоры амортизационной стойки;
  • поломка пружины; 
  • неравномерный износ профиля шины.  

Амортизаторы влияют на безопасность. Неисправные амортизаторы опасны для жизни! 

Амортизаторы подлежат постоянно возрастающему износу. Износ существенно увеличивается из-за пиковых нагрузок, напр.

выбоин, бездорожья, тяжелой загрузки автомобиля, эксплуатации транспортного средства с прицепом, а также воздействий окружающей среды, таких как грязь, влага и соль для посыпки улиц.

В зависимости от пробега ходовая часть вместе со снижением эффективности амортизаторов становится «мягче». 

Последствия критичны:

  • ходовые качества становятся «вялыми», существенно возрастает тормозной путь;
  • сильно увеличивается износ шин, элементы подвески на оси становятся более нагруженными и совокупные настройки ходовой части значительно изменяются в отрицательную сторону;
  • увеличивается потеря сцепления шин с дорогой;
  • электронные системы помощи водителю, такие как ABS и ESP, теряют эффективность;
  • усилия на ободе рулевого колеса и тормозные силы больше не могут передаваться надлежащим образом;
  • стремительно увеличивается возможность возникновения аквапланирования. 

Из-за неисправных амортизаторов существует угроза опасности возникновения аварии, поэтому необходимо регулярно проверять ходовую часть (рекомендуемый интервал: не реже чем каждые 20.000 км)!

Замасленный амортизатор 

Проблема: 

  • негерметичности в уплотнении штока поршня ведут к утечке масла из амортизатора. 

Причины: 

  • износ;
  • дефектная пылезащитная манжета;
  • поврежденный шток.

Возможные последствия:

  • сокращение производительности амортизатора.

Рекомендация: 

  • легкое потение (масляный туман) является нормальным процессом и служит для смазывания штока поршня. 

Поврежденный шток поршня 

Проблема: 

  • образовываются царапины и ржавления на уязвимой поверхности штока (поверхность скольжения). 

Причины: 

  • ошибки при монтаже (удержание непригодным инструментом);
  • дефектная пылезащитная манжета;
  • отсутствие пылезащитной манжеты.   

Возможные последствия: 

  • негерметичность или утечка масла (поцарапанный шток изнашивает уплотнение).

Рекомендация: 

  • обязательно соблюдайте установленные инструкции по монтажу. Обеспечьте правильное положение пылезащитной манжеты. Не придерживайте плоскогубцами шток, и используйте только подходящий инструмент. 

Поцарапанный шток поршня 

Проблема: 

  • на штоке с одной стороны формируются сильные потертости. 

Причины: 

  • ошибки при монтаже (затяжка при отсутствии нагрузки на ось транспортного средства, установка с перекосом);
  • неправильные комплектующие.

Возможные последствия:

  • высокий износ амортизатора;
  • шумы при прямом/обратном ходе штока;
  • застопоривание штока поршня;
  • потеря комфорта из-за шумообразования;
  • опасность разрушения штока.

Рекомендация: 

  • обязательно соблюдайте установленные инструкции по монтажу и не затягивайте амортизаторы в ненагруженном положении (не допускайте установки с перекосом). 

Нарушение резьбы 

Проблема: 

  • повреждено крепление амортизатора. 

Причины: 

  • проблемы при монтаже (использование ударного гайковерта);
  • несоблюдение предписанного момента затяжки.

Возможные последствия: 

  • полный отказ амортизатора;
  • шумы при прямом/обратном ходе штока;
  • ограничение надежности работы и ухудшение торможения;
  • громкий стук.

Рекомендация: 

  • при установке штока не использовать ударный гайковерт. Соблюдать момент затяжки. 

Ослабление или обрыв перепускных клапанов 

Проблема: 

  • амортизатор стучит и сильно снижается производительность перепускных клапанов. 

Причины: 

  • проблемы при монтаже (из-за применения ударного гайковерта ослабла гайка крепления клапана);
  • дефектный отбойник;
  • несовместимая комбинация пружины и амортизатора, напр. заниженная подвеска.

Возможные последствия:

  • ограничение надежности работы и ухудшение торможения;
  • полный отказ амортизатора.

Рекомендация: 

  • при закреплении штока не использовать ударный гайковерт. Обязательно соблюдайте установленные инструкции по монтажу. При замене амортизатора всегда заменяйте отбойник и пылезащитную манжету. 

Разрыв или деформация сайлентблока 

Проблема: 

  • при прямом/обратном ходе штока появляются шумы (напр. грохот, скрип). 

Причины:

  • износ (усталость материала);
  • частая перегрузка, напр. нагрузка сверх нормы, эксплуатация автомобиля с прицепом, внедорожное использование;
  • установка с перекосом.

Возможные последствия: 

  • сокращение надежности работы и ухудшение торможения. 

Рекомендация: 

  • регулярно проверять элементы ходовой части. Это особенно важно в случае автомобилей тягачей и транспортных машин (рекомендуемый интервал: не реже чем каждые 20.000 км). 

Люфт и шумы при прямом/ обратном ходе штока 

Проблема: 

  • изношенные или дефектные элементы ходовой части ведут к потере комфорта и ухудшению устойчивости автомобиля. 

Причины:

  • изношенные компоненты подвески и амортизирующие элементы;
  • дефектны дополнительные элементы (стабилизатор, соединительные тяги, резиновые опоры);
  • изношенные элементы подвески и рулевого управления. 

Возможные последствия: 

  • нестабильная управляемость/люфт в рулевом управлении;
  • ограничение надежности работы и ухудшение торможения;
  • шумы;
  • повышенный износ шин.

Рекомендация: 

  • для технически правильного определения и проверки изношенных деталей эксперты рекомендуют использовать тестера зазора в сочленении. 

Износ отбойника или пылезащитной манжеты 

Проблема: 

  • негерметичные или поврежденные амортизаторы. 

Причины: 

  • дефектные пружины (частое пробивание);
  • несовместимая комбинация пружины и амортизатора, напр. заниженная подвеска;
  • износ из-за старения пластмассовых деталей.

Возможные последствия: 

  • утечка масла из-за поцарапанной поверхности штока (попадание камней);
  • полный отказ из-за разрушения внутренних клапанов («пробивание»);
  • снижение комфорта из-за увеличенного уровня шума;
  • ограничение надежности работы и ухудшение торможения. 

Рекомендация: 

  • при замене амортизатора всегда заменяйте отбойник и пылезащитную манжету. 

Износ опоры амортизационной стойки 

Проблема: 

  • потеря комфорта из-за шумообразования (напр. скрип, грохот). 

Причины: 

  • изношенная опора стойки амортизатора (исчерпан ресурс);
  • отсутствие дополнительных комплектующих или неправильный монтаж. 

Возможные последствия: 

  • жесткость или зазор в рулевом управлении;
  • нестабильные ходовые качества;
  • ограничение надежности работы и ухудшение торможения. 

Рекомендация: 

  • обязательно соблюдайте установленный порядок инструкции по монтажу, придерживайтесь предписанного момента затяжки. 

Поломка пружины 

Проблема: 

  • автомобиль «проседает» с одной стороны, и возникают шумы при прямом/обратном ходе штока амортизатора. 

Причины:

  • повреждения детали из-за попадания камней;
  • повреждения защитного лакокрасочного покрытия вследствие использования неподходящего специализированного инструмента (пружинно-стягивающее приспособление);
  • резкий наезд на бордюр (напр. при парковании).

Возможные последствия:

  • разлом в результате коррозии;
  • ограничение надежности работы и ухудшение торможения;
  • существенная потеря комфорта. 

Рекомендация: 

  • использовать для пружин только соответствующее специализированное стягивающее приспособление. Пружины подвески должны быть сделаны из особо прочной проволоки, имеющей постоянный диаметр поперечного сечения, и дополнительно защищены от коррозии благодаря цинк фосфатному покрытию и нанесению порошковой покраски. 

Неравномерный износ профиля шины 

Проблема: 

  • шины изнашиваются преждевременно. 

Причины: 

  • дефектные или изношенные амортизаторы;
  • неправильная осевая геометрия впоследствии неверной комбинации пружины и амортизатора. 

Возможные последствия: 

  • ограничение надежности работы и ухудшение торможения. 

Рекомендация: 

  • проверять ходовую часть не реже чем каждые 20.000 км.

Источник: http://AutoEuro.ru/equipment/articles/1995/tipichnye_sluchai_povrezhdeniya_podveski

Неисправности подвески автомобиля

ПодробностиКатегория: Ремонтные работыСоздано: 13.11.2013 13:50Автор: Авто ОбозревательПросмотров: 11677В данной статье мы поговорим о некоторых неисправностях подвески автомобиля.

А также рассмотрим характерные «симптомы», свидетельствующие о возможной поломке деталей механизма.

Подвеска машины – это совокупность тех узлов, которые сохраняют сцепление колес с дорожным покрытием при проезде неровностей, а также удерживают кузов в необходимом положении в поворотах, на спусках и подъемах и пр.

Детали подвески первыми принимают на себя удар при проезде различных дорожных «сюрпризов», которых у нас очень много. Потому они и изнашиваются одними из первых, по сравнению с другими элементами авто.

Какие же могут быть неисправности подвески автомобиля?

Отметим основные поломки подвески, которые наиболее часто преследуют автомобилистов на наших дорогах:

{typography list_number_bullet_red}1. Деформация или повреждение рычагов подвески.||2. Нарушение правильных углов установки передних колес машины. Эти настройки еще называются развал-схождение. Они приводят к неравномерному износу шин, уводу машины в сторону и другим неприятным последствиям.||3. Повреждения, механический износ вследствие выработанного ресурса или снижение герметичности амортизаторов. В любом случае узел перестает выполнять свои функции по стабилизации колебаний колеса машины. А это критически сказывается на управляемости и устойчивости.||4. Повреждение амортизаторной опоры опасно такими же последствиями.||5. Поломка или уменьшение степени жесткости пружины, что приводит к перекосу кузова, снижению клиренса и другим неприятным последствиям.
||6. Износ шаровых либо резинометаллических элементов крепления деталей подвески приводит к «разболтанности» подвески в целом, снижению устойчивости машины.||7. Повреждение стабилизатора поперечной устойчивости либо износ его резиновых втулок. Такая поломка чревата слишком большими кренами в поворотах, что опасно потерей устойчивости и управляемости, особенно на скользком и мокром покрытии дороги.{/typography}

Обратите внимание

Конечно, основная причина вышеописанных поломок, особенно преждевременных – ненадлежащее качество отечественных дорог. Но на возникновение неисправности подвески автомобиля влияют и другие факторы:{typography list_number_bullet_blue}1. Качество применяемых при ремонте комплектующих и запасных частей.

Некачественные детали могут выйти из строя уже через пару-тройку тысяч километров. При этом, провоцируя поломку и других соседних деталей.||2. Качество выполняемых работ по обслуживанию и ремонту подвески. Ведь в случае неправильного проведения ремонта, узлы не только подлежат чрезмерному износу, а еще и не выполняют нормально своих функций, что чревато происшествиями на дороге.||3.

Стиль езды отдельно взятого водителя. Ведь одни ездят, притормаживая перед каждым изъяном дорожного покрытия, другие едут на полной скорости, не обращая внимания на неровности, а третьи выбирают усредненный стиль езды. В каждом конкретном случае ресурс подвески будет разным.

{/typography}Стоит также отметить, что одни неисправности подвески автомобиля назревают постепенно, а другие появляются резко и внезапно. Второй случай характерен для наезда на различные препятствия или попадания в глубокие ямы и пр. Кроме того, если поломка вовремя не устраняется, она служит причиной других поломок, которые зачастую являются более сложными.

{typography pre_red}Характерные признаки неисправности{/typography}Напоследок отметим несколько косвенных признаков, свидетельствующих о возможной неисправности подвески автомобиля или чрезмерном износе ее элементов:

{typography list_number_bullet_blue}1. Раскачка машины при торможениях или прохождении поворотов на скорости.||2. Пробивание подвески даже при не очень значительных неровностях.||3.

Увод машины в сторону при движении по прямой.||4. Различного рода вибрации при езде.||5. Неравномерный износ покрышек или чрезмерно быстрый их износ.||6.

Посторонние звуки и стуки в подвеске при движении.{/typography}

Как видим, неисправности подвески автомобиля – это очень частое явление. Но их необходимо вовремя выявлять и устранять. Ведь они влияют на безопасность езды. Кроме того, могут спровоцировать более серьезные поломки.

Неисправности подвески автомобиля

Социальные кнопки для Joomla

Источник: http://auto-observer.ru/remontnie-raboti/362-neispravnosti-podveski-avtomobilya.html

Анализ повреждений рулевого управления современного легкового автомобиля в результате ДТП

Козловцев Д. В., Полуэктов М. В. Анализ повреждений рулевого управления современного легкового автомобиля в результате ДТП // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 51-55. — URL https://moluch.ru/archive/153/43156/ (дата обращения: 19.02.2019).



Рулевое управление является одной из важнейших систем автомобиля, обеспечивающих его активную безопасность. В предлагаемой работе проведен анализ повреждений деталей рулевого управления при ДТП с позиции их влияния на дальнейшую эксплуатацию автомобиля и возможностей устранения.

Ключевые слова: рулевое управление, дорожно-транспортное происшествие

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб. В России ежегодно в ДТП погибают около 27 000 человек, ущерб от ДТП составляет около 2,5 % ВНП России [1].

Читайте также:  Цилиндр подъёма кузова камаз

Более половины всех ДТП в России приходится на происшествия без пострадавших, только с моральным ущербом. При этом в большинстве случаев в результате ДТП повреждаются внешние и внутренние части кузова.

Важно

Однако, ряде случаев, при столкновении затрагиваются элементы рулевого управления. Такие ДТП обладают достаточно тяжелыми последствиями, и их устранение трудоемко.

Целью данной работы является анализ частоты проявления возможных последствий и возможности восстановления деталей автомобиля при повреждении в ДТП элементов рулевого управления.

Повреждение рулевого управления при ДТП возможно при двух факторах:

– повреждение управляемого колеса и связанных с органами управления элементов подвески автомобиля;

– повреждение мест крепления элементов рулевого управления (смещение рулевой колонки, деформация щитка передка).

Данные факторы приводят к деформациям в узлах рулевого управления, что, в свою очередь, ведет к увеличению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.

Повреждение управляемого колеса может возникнуть при перекрестном или косом столкновении автомобилей (рис.1), либо при столкновении с неподвижным препятствием (бордюр, столб, бетонный куб и пр.).

Рис. 1. Перекрестное и косые столкновения двух автомобилей [2]

При таких видах столкновений удар по управляемому колесу может быть как прямым, так и касательным, а количество и вид повреждений зависит от первоначального импульса. Наибольшие повреждения обычно получают детали, имеющие непосредственную связь с колесом, а именно: поворотные кулаки, рулевые наконечники, рулевые тяги.

При повреждении колеса могут деформироваться оба его составляющих элемента: колесный диск и шина. Поврежденный колесный диск может иметь как поверхностные внешние деформации (задиры, царапины, сколы металла, риски), так и глубокие внутренние, изменяющие форму изделия (изгиб, вмятины). Характерные повреждения колесных дисков представлены на рис. 2 и 3.

Рис. 2 Внешние повреждения колесного диска

Поверхностные повреждения дисков практически не сказываются на эксплуатационных характеристиках автомобиля, они лишь негативно влияют на внешний вид. Вместе с тем, при наличии поверхностных повреждений возможно повреждение структуры металла диска, в том числе образование микротрещин, полостей.

Рис. 3. Изменение формы обода колесного диска

Глубокие повреждения диска возникают, как правило, при ДТП с большим ущербом. Колесный диск может быть выправлен с использованием специализированного стенда, трудоемкость работы зависит от площади повреждения и составляет порядка 0,5 –2 чел.-ч.

Совет

Однако при существенной деформации, например, такой, как показано на рис. 3, диск правке не подлежит, так как высока вероятность появления трещин и остаточных деформаций.

Повреждения автомобильной шины, в связи с особенностями ее конструкции, включают два основных вида: повреждение внешнего слоя резинового покрытия (рис.4); повреждение корда (рис.5).

Рис. 4. Вырыв части внешнего слоя шины

Поверхностные повреждения наружной части шины мало влияют на эксплуатационные характеристики. Однако глубокие отрывы наружных частей могут влиять на герметичность шины.

Шины с разрывами боковой части в основном являются ремонтнопригодными, для восстановления их первоначальных характеристик используются методы вулканизации и наварки слоя резинового покрытия.

При повреждении металлического каркаса шины (корда) нарушается сопротивление шины к внешним механическим воздействиям, что, в свою очередь, может привести к взрыву шины. На рис.5 представлено повреждение каркаса шины.

Рис. 5. Повреждение каркаса шины

Основным видом деформаций поворотного кулака является изменение формы (изгиб), представленный на рис.6.

Поворотный кулак рулевого управления современного автомобиля изготавливается из высокопрочной легированной стали 30Х или 40.

При его повреждении нарушаются углы установки колес, а также изменяется нагрузка на сопрягаемые детали. Это приводит к снижению курсовой устойчивости и уводу автомобиля.

Обратите внимание

Поворотные кулаки современных автомобилей не предполагают ремонтных воздействий. При их повреждении производители настойчиво рекомендуют заменять поврежденные элементы.

Рулевые наконечники представляют собой шток с шаровым шарниром на конце. Основным видом повреждения наконечника являются: разрушение шарового шарнира; изменение формы (изгиб). При его повреждении нарушается связь управляемого колеса с рулевым механизмом. Это приводит к снижению точности управления автомобилем.

Рис. 6. Деформация поворотного кулака

Рулевые наконечники современных автомобилей не предполагают по своей конструкции восстановление первоначальных характеристик и при повреждении рулевого наконечника необходимое ремонтное воздействие — замена.

Рулевая тяга обеспечивает передачу усилия со стороны рулевого колеса на поворотные кулаки колес. Повреждениями рулевой тяги могут быть в форме разрушения резьбового соединения, изгиба тяги. Стоит также отметить, что рулевая тяга напрямую связана с механизмом рулевого управления (рулевая рейка, редуктор).

В соединении отсутствуют демпфирующие элементы и при значительном импульсе удара составные части рулевого механизма (втулки, элементы зубчатой передачи) могут быть повреждены. В связи с этим, при повреждении рулевых тяг вероятность повреждения рулевого механизма повышается.

В случае затрагивания при ДТП рулевой тяги нарушаются первоначальные углы установки колес, что приводит нарушению обратной связи между дорогой и элементами рулевого управления.

В связи с высокой точностью изготовления рулевых тяг, они неремонтопригодны.

Рулевой механизм выполняет передачу усилия от рулевого колеса к управляемым колесам. Внутренние части рулевого механизма современного легкового автомобиля соединены с корпусом рулевого механизма посредством втулок.

При дорожно-транспортном происшествии втулки рулевого механизма выполняют роль демпфирующего элемента и разрушаются, гася энергию удара и сохраняя неповрежденными основные элементы конструкции, такие как зубчатая рейка, шестерни и валы.

Важно

В связи с укрупнением конструкций узлов современных автомобилей, автопроизводители не предлагают замену разрушенным втулкам рулевой рейки, однако на рынке представлены различные виды неоригинальных запасных частей, позволяющих восстановить первоначальные характеристики узла.

На рисунке 7 представлено сравнение новой и поврежденной втулок рулевого механизма.

Рис. 7. Сравнение новой и поврежденной втулки рулевой рейки

Таким образом, в ходе проведенного анализа было установлено, что хотя доля ДТП с повреждениями элементов рулевого управления мала, но эти ДТП имеют тяжелые последствия. Исправление полученных повреждений преимущественно не производится. Более эффективным методом, обеспечивающим высокий уровень активной безопасности, является замена поврежденных деталей новыми.

Литература:

  1. Дорожно-транспортное происшествие — [Электронный ресурс]. — 2017. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/.
  2. Иларионов, В. А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий / В. А. Илларионов. — М.: Транспорт, 1989. — 255 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/153/43156/

Быстрая диагностика: 8 признаков неисправной подвески

Этот параметр — один из первых, который выдаст приходящие в негодность амортизационные стойки.

Раскачка кузова ведет к потере комфорта, ухудшению управляемости автомобиля и провоцирует ускоренный износ сопутствующих элементов подвески и трансмиссии. Экономические аспекты традиционно сильны для российского автолюбителя.

Интенсивная раскачка кузова быстро приводит в негодность сайлент-блоки рычагов подвески и амортизаторов, отбойники хода сжатия и верхние опоры подвески.

2. УВЕЛИЧЕНИЕ ДЛИНЫ ТОРМОЗНОГО ПУТИ

Частое нештатное срабатывание систем ABS и ESP — одни из тех звоночков поломки подвески, которые пропускать нельзя. Как только автомобиль из-за излишних клевков и раскачки начинает вытворять подобное, нужно понимать, что это напрямую связано со снижением эффективности торможения и прочих управляющих действий водителя.

Что в свою очередь прямая угроза безопасности. Результаты множества тестов показывают существенное увеличение тормозного пути автомобиля, если его амортизаторы изношены.

При экстренном торможении даже на ровной дороге динамически незагруженные колеса задней оси исполняют замысловатые танцы — отсюда потеря контакта колес и уменьшение тормозного усилия.

3. ПОТЕРЯ УСТОЙЧИВОСТИ

Плохой контакт колес с дорожным полотном — это проблемы не только на торможении.

Из-за ослабленной бдительности неисправного амортизатора автомобиль в некоторых ситуациях опирается на меньшее количество колес, чем предполагает конструкция, поэтому снижается безопасность движения при маневрах.

Резкие срывы в скольжение колес передней или задней оси должны заставить задуматься о диагностике не только колес и шин, но и подвески в целом, а в частности, ее амортизаторов.

4. КЛЕВКИ КУЗОВА

Каждый ощущал на себе неприятные эффекты качки — плохое самочувствие и снижение внимания, а у кого-то возникают и более яркие последствия. При работе подвески с неисправными амортизаторами динамическое перераспределение массы автомобиля заставляет кузов крениться при разгоне-торможении с носа на корму, а в поворотах переваливаться с борта на борт.

Разумеется, клевки кузова не только снижают безопасность управления, делая автомобиль более валким и инертным, но и вредят конструкции. Помимо износа деталей подвески, из-за пробоев и раскачки страдает кузов автомобиля — нередки пробои и контакты с дорожными неровностями, в т. ч. искусственными.

5. СТУКИ ПРИ РАБОТЕ ПОДВЕСКИ

Если при проезде неровностей слышится явный стук во время работы подвески, ничего хорошего от этого по понятным причинам ждать не стоит.

Как минимум это влечет за собой ускоренный износ остальных, еще рабочих элементов, а как максимум является признаком серьезной поломки подвески и грозит возникновением аварийной ситуации на дороге.

Резко падает уровень комфорта. Также является серьезной угрозой безопасности.

6. СОКРАЩЕНИЕ ДОРОЖНОГО ПРОСВЕТА

Если вы не сторонник модного течения «занижения» автомобилей, а ваша машина прильнула к земле, вероятно, дело в износе пружин подвески. Усталость металла и коррозия со временем приводят к проседанию пружины и поломке витков.

Излом обычно происходит во время езды, что может нарушить траекторию движения и повлиять на безопасность.

Просевшие пружины сокращают ход подвески на сжатие, дополнительно нагружают сопутствующие детали подвески и расшатывают соединения кузова и интерьера.

7. НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС ШИН

Да-да, и это тоже возможно из-за того, что сломалась подвеска, так как причина — плавающие углы установки колес из-за люфтов в стойках McPherson или проседания пружин. Прямое следствие — рост расходов на содержание автомобиля.

8. ПРОБОИ ИЛИ ИЗЛИШНЯЯ ЖЕСТКОСТЬ

Нужно понимать, что постоянные пробои при работе подвески и появившаяся ни с того ни с сего дубовая непробиваемость — это ненормально и также может являться признаком поломки амортизаторов.

Подобное резко увеличивает износ сопутствующих элементов подвески и даже кузова автомобиля, на который передаются нештатные ударные нагрузки. Нарушается нормальный контакт колес с дорогой. Сильно снижается комфорт движения. Да, избыточная жесткость также является одним из симптомов поломки амортизатора.

Заклинивание элементов клапанного механизма приводит к повышенному сопротивлению прохождению жидкости, что ощущается, как слишком плотная, спортивная подвеска.

Насколько сложно диагностировать подвеску современного автомобиля с точки зрения сто?

В последние годы появилось множество систем автомобильной подвески, вызывающих восторг у любителей техники. В первую очередь это касается различных электронных и гидравлических систем, которые вторгаются в конструкцию подвески, расширяя ее функциональность.

Это электронная и электромеханическая регулировка жесткости амортизаторов, переменная жесткость сайлент-блоков подвески, различные активные и управляемые стабилизаторы поперечной устойчивости, регулировки дорожного просвета, а также системы пассивного и активного подруливания задних колес.

Читайте также:  Замена пружин амортизаторов

Классические пневматические и гидропневматические подвески также совершенствуются с каждым новым поколением автомобильных моделей.

Для обслуживания подобных систем подвески требуется определенное количество специального оборудования для их корректной диагностики, ремонта и калибровки и особые навыки персонала. Разумеется, такое оборудование и люди имеются только на специализированных сервисных станциях.

Хочется заметить, что доля автомобилей с различными сложными системами подвески в наши дни все еще очень мала, в большинстве своем это автомобили премиум-класса или спортивные машины, которые владельцы предпочитают обслуживать на дилерских СТО.

Поэтому проблема нехватки специализированного оборудования и специалистов пока не является острой.

С глобальной технической точки зрения подвеска автомобиля с годами эволюции становится проще для обслуживания и ремонта.

В ней сокращается количество деталей, уменьшается трудоемкость обслуживания, снижается вес конструкции.

Автопроизводители в борьбе за технологичность при производстве и обслуживании автомобилей активно уменьшают число деталей в подвеске — сборочных единиц для упрощения (удешевления) процесса сборки.

Наглядным примером является поголовный перевод в 1960–1970-х годах автомобилей массового сегмента с передних подвесок на двойных поперечных рычагах, шкворнях и резьбовых втулках на аналогичные подвески с шаровыми опорами и сайлент-блоками как более технологичные, а впоследствии и на подвеску McPherson. Количество деталей сократилось на порядок! Соответственно снизилась и трудоемкость ремонтных работ. Например, при обслуживании подвески устаревших типов необходимо проверять большое количество соединений и параметров, регулярно шприцевать (смазывать) все подвижные части, регулировать подшипники, с завидной регулярностью проверяя углы установки колес. Современные же типы подвески практически не требуют обслуживания до момента выхода из строя их элементов, после замены лишь части из которых необходимо заново выставить углы установки колес.

Совет

Можно сказать, что подвеска массового автомобиля нашего времени сложнее в изготовлении, но проще в обслуживании, чем ее предшественники. С этим связаны в целом невысокие требования к постам обслуживания подвески, в сравнении, например, с моторными постами — на первый план здесь выходят навыки мастера и четкое следование технологии производимых работ.

Источник: http://5koleso.ru/articles/garazh/bystraya-diagnostika-8-priznakov-neispravnoy-podveski

Стуки в подвеске и диагностика для определения причины стуков в передней подвеске автомобиля

Любой автомобилист, услышав любой непонятный звук издаваемый автомобилем, например, щелчок или стук в районе передней подвески, испытывает неприятные ассоциации.

Когда слышен стук в передней подвеске, то это явный признак того, что в ходовой части автомобиля возникли неполадки.

Если подвеска автомобиля застучала, значит, нужно немедленно производить диагностику ходовой части автомобиля.

Главной причиной выхода из строя подвески автомобиля является, конечно же разбитая дорога, подвеска разбивается чаще всего из-за очень неприятных «сюрпризов» например ям и канав.

Подвеска начинает стучать после того, как автомобиль влетает в яму или же на кочку, так же подвеска разбивается из-за неопытности, когда некоторые водители замечают выбоину в последний момент, и сразу же жмут педаль тормоза в пол и не отпускают педаль во время попадания колеса в выбоину — во время торможения нагрузка на стойку увеличивается в несколько раз и соответственно подвеска страдает тоже в несколько раз сильнее. Немалое влияние на работу подвески дает угол поворота колеса во время попадания в выбоину, а причина все та же, повышенная нагрузка.

Какие элементы подвески нуждаются в диагностике

Итак, что же нужно делать, если появился стук в подвеске, а также поговорим о причинах его возникновения. Прежде всего, нужно кое-что уточнить… Если подвеска застучала, значит это результат неисправности или неправильной работы любой детали или же механизма ходовой части, например из строя может выйти:

Диагностика подвески

  1. Амортизатор;
  2. Пружина;
  3. Шаровая опора;
  4. Нижний рычаг с сайлентблоком;
  5. Верхняя опора подвески с подшипниками;
  6. Тяга стабилизатора;
  7. Опора стабилизатора;
  8. Рулевая рейка;
  9. Рулевая тяга;
  10. Рулевые наконечники;
  11. Подшипник ступицы;
  12. Рулевой карданчик;
  13. ШРУС (внешний шарнир).

На слух определить неисправность не получится, так же и найти то источник этого стука в передней подвеске, для того, что бы найти неисправность, необходимо провести тщательную диагностику.

Визуальная диагностика передней подвески

Прежде чем приступить к проверке деталей подвески, нужно в первую очередь осмотреть все пыльники и резиновые чехлы всех перечисленных деталей, а также: сайлентблоки, шаровые опоры, рычаг передней подвески, штангу стабилизатора поперечной устойчивости, поворотный кулак, крепежные болты, а так же наконечники рулевых тяг. Как правило, деталь, чехол которой поврежден, нужно заменить.

Также необходимо обратить внимание на резиновые уплотнители, на уплотнителях не должно быть никаких механических повреждений. Особое внимание нужно уделить тем местам, где детали прилегают к кузову.

Когда видны подтеки масла на амортизаторе, то это самые первые признаки об неисправности, поскольку они появляются гораздо раньше, нежели иные симптомы, такие как царапины и посторонние звуки при раскачивании, также он должен мгновенно гасить колебания, а не раскачиваться, как это происходит при постепенном выходе из строя. Некоторое время амортизатор еще вполне может нормально работать, но все же лучше будет если его заменить.

Проверка элементов передней подвески

Просевшие (изношенные пружины) на работоспособность подвески в целом, оказывают большое влияние, и когда подустали пружины, то это можно достаточно легко определить и без хитрой диагностики, достаточно всего внимательно осмотреть авто со всех сторон и обратить свое внимание на посадку машины, если она стала ниже привычного, то есть пружины уже свое отслужили и требуют замены. При просевших пружинах становится невозможным правильно отрегулировать развал колес.

Для проверки шаровых опор можно проверить как движутся вверх-вниз нижние рычаги. Такую проверку нужно осуществлять на смотровой яме при помощи монтировки. Не должно быть ни каких ощутимых люфтов.

При нажатии монтировкой на сайлентблоки нижних рычагов так же не должно быть никаких люфтов, а потрескавшиеся или выдавленные куски резины вовсе не допустимы. Так же стоит обратить внимание на то, как отслаивается или нет резина от внешней или внутренней втулки.

Как диагностировать подвеску

Обратите внимание

Для проверки шаровых и сайлентблоков, потребуется поднять авто на подъемнике или домкрате и открутить крепление шаровой опоры к нижнему рычагу, затем проворачивая корпус шаровой опоры руками, определить насколько плавно и каким усилием он проворачивается, какие либо люфты недопустимы.

Нижний рычаг благодаря воздействию упругости резины сайлент-блоков, должен пытаться принять горизонтальное положение.

Неисправность подшипников зачастую можно определить покачиваниями машины вверх-вниз, в случае непригодности они будут иметь люфты.

Определить разорванную резиновую часть в опоре подвески не снимая опору не всегда возможно.

Поэтому при визуальной проверке тяги и опоры стабилизатора нужно раскачивать руками с усилием.

На всех соединениях люфты не допустимы.

Неисправность рулевой рейки встречается довольно редко, выходом ее из строя в основном происходит за счет изнашивания направляющей втулки, с противоположной водителю стороны. Чтобы определить такой дефект нужно повернуть в сторону руль и взявшись через чехол раскачивать рейку руками.

Проверку рулевых наконечников и рулевых тяг можно проверять поворачивая руками колесо влево-право или рулем, но при этом нужно одновременно взяться за проверяемую деталь. Отсутствие что на наконечниках, что на тягах не должны наблюдаться.

При неисправном рулевом карданчике, он может или люфтить, или же проворачиваться с неким усилием. Нужно проследить за тем чтобы рулевой карданчик был прикрыт чехлом, желательно подобрать и надеть на него какую-либо крышку-чехол если таковой отсутствует. Неисправность подшипника ступицы сопровождается гулом при движении.

Для проверки ступичного подшипника нужно вывесить колесо и раскручивать его или раскачивать за верхнюю точку, в направлении как от себя так и обратно.

Важно

Неисправный внешний ШРУС издает довольно громкий и характерный звук сопровождающийся треском во время движения автомобиля в крутом повороте с небольшим ускорением.

Передняя подвеска также может иметь и ряд других неисправностей, но рассматривались только наиболее типичные.

Детальная диагностика автомобильной подвески своими силами, даст возможность без лишних затрат денег и времени выявить неисправность и приступить к устранению дефекта и отремонтировать подвеску.

Процесс проверки можно проводить как в своем гараже на смотровой яме так и просто на улице.

Проведя самостоятельно диагностику вы сможете сделать вывод о том нуждается ли подвеска авто в капиталке и замене некоторых деталей узлов или небольшой подтяжке болтов соединений.

А в заключение хочу сказать, что обнаружив неисправности ходовой, не стоит оттягивать с ее ремонтом, так как от состояния подвески авто напрямую зависит собственная безопасность и безопасность ваших пассажиров на дороге.

Источник: https://etlib.ru/blog/119-diagnostika-perednej-podveski

Неисправности подвески и рулевого управления

Убедитесь, что  шины не изношены и имеют нормальное давление; крепление карданов рулевого вала правильное; отсутствуют повреждения в подвеске и рулевом механизме; колеса отбалансированы, подшипники пригодны к эксплуатации.

Автомобиль тянет в сторону.

  • Разные шины на одной оси.
  • Сломаны или повреждены пружины.
  • Неправильная регулировка колес.
  • Заедание переднего тормоза.

Повышенный износ шин.

  • Неправильная регулировка колес.
  • Сломаны или просели пружины.
  • Колеса неотбалансированы.

Вибрация колес.

  • Разбалансировка колес или их некруглость.
  • Износ наконечников поперечной рулевой тяги.

Повышенное усилие на рулевом колесе.

  • Нет смазки в шаровых опорах, наконечнике поперечной тяги и рулевом механизме. Неправильная регулировка колес.

Рулевое управление не возвращается в положение прямолинейного движения.

  • Нет смазки в шаровых опорах.
  • Нет смазки в рулевом механизме.
  • Неправильная регулировка колес.
  • Повреждение элементов рулевого управления или подвески.

Повышенный шум с переда автомобиля.

  • Нет смазки в шаровых опорах.
  • Повреждения крепления стойки.
  • Износ втулок реактивной тяги или наконечников поперечной рулевой тяги.
  • Ослабление крепления стабилизатора.
  • Ослабление затяжки колесных гаек.
  • Ослабление крепления подвески.

Плохая устойчивость рулевого управления.

  • Разные шины на одной оси.
  • Потеря смазки в шаровых опорах.
  • Износ в элементах стойки.
  • Ослабление крепления стабилизатора.
  • Сломаны или просели пружины.
  • Нарушена регулировка колес.

Дрожание рулевого колеса при торможении.

  • Износ подшипников колеса.
  • Сломаны или просели пружины, течь колесных тормозных цилиндров.
  • Коробление тормозного барабана или диска.

Излишний крен в поворотах и при торможении.

  • Износ опор амортизатора или его дефект.
  • Сломаны или просели пружины.

Пятнистый износ шин.

  • Несбалансированное колесо.
  • Повышенные зазоры в рулевом управлении.
  • Износ наконечников поперечной тяги.
  • Поломка ведущей шестерни или рейки рулевого механизма.
  • Износ промежуточного вала.

Щелкающие звуки в паре рейка — шестерня.

  • Потеря относительной регулировки.

Источник: https://v-mireauto.ru/neispravnosti-podveski-i-rulevogo-upravleniya/

Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения – Основные средства

(По материалам компании Passini Group, Канада)

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7

Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения

Сведения, собранные в этой главе, помогут, возможно, механикам распознать характер износа и коренные причины наиболее распространенных неисправностей, отрицательно влияющих на детали ходового механизма.

Читайте также:  О чем свидетельствует неравномерный износ шин?

Неправильное положение деталей ходового механизма

Перед тем как рассмотреть типичные виды износа отдельных деталей ходового механизма, следует пояснить, что к ускоренному и неравномерному износу движущихся деталей ходового механизма приводит неправильное положение ходовой рамы, направляющих и ведущих колес. В общем случае любое различие в характере износа между правой и левой, внутренней и наружной или передней и задней частями ходового механизма может быть следствием неправильной регулировки положения в плоскости одной или нескольких деталей ходового механизма.

Ниже описываются наиболее распространенные случаи отклонений от правильного положения деталей, их типичные причины и последствия, а также способы устранения неисправности.

1. Неправильное положение ходовой рамы

Схождение/развал в горизонтальной плоскости.

Это отклонение одной или обеих ходовых рам от плоскости, параллельной продольной оси трактора.

Временный (только во время действия нагрузки) или постоянный изгиб диагональной балки или ходовой рамы.

Неравномерный износ наружных и внутренних боковых плоскостей катков и направляющих колес, а также боковых поверхностей направляющих. Износ проявляется все отчетливее по направлению к передним каткам.

  • Способ устранения неисправности.

Восстановить геометрию диагональной балки и отремонтировать опорные подшипники.

Перекос в вертикальной плоскости.

Происходит, когда ходовая рама наклонена в ту или иную сторону от вертикали.

Постоянный изгиб диагональной балки, разрушение опор или подшипников.

Неравномерный износ внутренних и наружных частей катков, направляющих колес, направляющих и боковых поверхностей звеньев.

Другим следствием является неодинаковый износ передних и задних роликов.

  • Способ устранения неисправности.

Восстановить геометрию диагональной балки и/ или отремонтировать опоры.

Наклон вперед-назад.

Подобен схождению и развалу, но ходовая рама изогнута и искривлена внутрь или наружу относительно трактора.

Изгиб ходовой рамы.

Подобно схождению и развалу, но на задние катки отрицательного воздействия не оказывается.

  • Способ устранения неисправности.

Восстановить геометрию ходовой рамы.

Скручивание.

При взгляде спереди ходовая рама скручена таким образом, что передний конец отклоняется наружу.

Ходовая рама скручена относительно горизонтальной оси, параллельной продольной оси трактора.

Подобно перекосу в вертикальной плоскости, но без воздействия на задние катки.

  • Способ устранения неисправности.

Восстановить геометрию ходовой рамы.

2. Перекос направляющего колеса

Схождение/развал в горизонтальной плоскости.

На виде сверху направляющее колесо расположено не параллельно осевой линии ходовой рамы.

Каретка или ось направляющего колеса изогнуты.

Износ внутренней стороны направляющих поверхностей и особенно боковых поверхностей направляющего колеса. Возможен износ реборд переднего катка.

  • Способ устранения неисправности.

Восстановить геометрию элементов каретки или оси направляющего колеса.

Боковое смещение.

На виде сверху направляющее колесо расположено параллельно продольной оси машины, но смещено от правильного положения в поперечном направлении.

Нарушение осевой регулировки.

Износ наружных или внутренних боковых поверхностей направляющего колеса внутренних направляющих ходовой рамы, в тяжелых случаях может иметь место износ переднего катка/катков.

  • Способ устранения неисправности.

Правильно отрегулировать осевое положение направляющего колеса.

Скручивание, наклон, отклонение назад-вперед.

На виде спереди направляющее колесо отклоняется от вертикали.

Изгиб каретки колеса внутрь и/или наружу в вертикальной плоскости.

Такие же, как при схождении/развале.

  • Способ устранения неисправности.

Такой же, как при схождении/развале.

3. Перекос ведущего колеса

Схождение/развал в горизонтальной плоскости.

На виде сверху направляющее колесо расположено не параллельно осевой линии ходовой рамы.

Изгиб вала ведущего колеса вперед или назад, либо венец ведущего колеса приварен неправильно (с отклонением от плоскости).

Износ внутренних направляющих поверхностей звеньев с обеих сторон и обеих боковых сторон ведущего колеса. Возможен износ реборд катков.

  • Способ устранения неисправности.

Выравнивание или замена вала ведущего колеса, повторная наварка венца колеса.

Скручивание.

На виде сзади ведущее колесо отклоняется от вертикального положения (перекошено).

Такие же, как при схождении/ развале.

Такие же, как при схождении/ развале.

  • Способ устранения неисправности.

Такой же, как при схождении/ развале.

Боковое смещение.

На виде сверху или сзади ведущее колесо располагается параллельно продольной оси машины, но смещено в поперечном направлении от правильного положения.

Ведущее колесо занимает неправильное положение на валу. Венец ведущего колеса приварен неправильно (с отклонением от плоскости).

Износ внутренней или наружной боковой поверхности ведущего колеса, а также внутренних направляющих поверхностей. Возможен износ реборд задних катков.

  • Способ устранения неисправности.

Установить ведущее колесо в правильное положение на валу или повторно приварить венец колеса.

Износ деталей ходового механизма

4. Износ опорных катков

Равномерный износ рабочих поверхностей.

Это «нормальный» вид износа.

Контакт боковых поверхностей катка при качении и скольжении с направляющими поверхностями звеньев цепи. Контакт при качении с абразивными частицами грунта, попадающими между поверхностями катка и гусеничного звена.

  • Факторы, ускоряющие износ.

Масса, мощность и скорость машины; ударные нагрузки; абразивное воздействие и налипание и набивка грунта в зазоры между деталями. При поворотах машины усиливается контакт при скольжении. При чрезмерно широких башмаках и «змеевидном вилянии» гусеницы пятно износа на катке стремится приобрести округлую форму.

Втулки начинают соприкасаться с ребордами катков, когда ресурс катков и гусеничной цепи подходит к концу. Приходится увеличивать угловую скорость вращения ведущего колеса, чтобы достичь необходимой скорости движения.

  • Способы устранения неисправности.

Устранить или максимально уменьшить действие субъективных неблагоприятных ускоряющих факторов, особенно рекомендуется избегать лишних поворотов и использования чрезмерно широких башмаков. При неравномерном износе отдельных катков рекомендуется поменять их местами, чтобы уравнять их ресурс по износу (если эта мера будет экономически оправдана).

Пятно износа на рабочей поверхности смещено от осевой линии наружу или к машине и/или находится на боковой поверхности реборды.

Контакт при качении и скольжении с боковыми частями направляющих поверхностей звеньев гусеничной цепи. Неправильное положение ходовой рамы. Нарушения в направлении движения гусеницы.

Совет

Эксцентричное положение точки приложения нагрузки к машине, связанное с характером выполняемой работы (например, рыхление, использование только бокового отвала и т. д.).

Использование гусеничной цепи или катков, не соответствующих технической документации машины.

  • Факторы, ускоряющие износ.

Такие же, как при «равномерном износе рабочих поверхностей», плюс работа с боковым наклоном на склоне, «змеевидное виляние» гусеничных цепей, чрезмерно широкие башмаки, неровная опорная поверхность.

Сокращается ресурс по износу катков и звеньев цепи. Склонность машины к боковому смещению при прямолинейном движении. Увеличивается риск схода гусеничной ленты с катков.

  • Способы устранения неисправности.

Такие же, как при «равномерном износе рабочих поверхностей». Если возможно, лучше установить двубортные катки. Если позволяют условия работы, заменить или установить защитные кожухи бортовой передачи.

Проверить, правильно ли установлены детали ходового механизма, при необходимости установить их правильно.

Ходовой механизм должен комплектоваться только деталями, входящими в спецификацию и указанными в каталоге запчастей для данной машины либо полностью им идентичными.

Износ верхней кромки реборды катка.

Контакт при качении и скольжении с втулками гусеничной цепи из-за уменьшения зазора.

  • Факторы, ускоряющие износ.

Те же, как при «нормальном» износе рабочих поверхностей.

Повреждение втулок приведет к увеличению люфта в шарнирах гусеничной цепи.

  • Способы устранения неисправности.

Такие же, как при «нормальном» износе рабочих поверхностей. Необходимо следить за величиной износа деталей ходового механизма и не допускать превышения допустимых пределов.

Плоские пятна износа на рабочих поверхностях опорных катков.

Износ при скольжении вследствие: налипания и набивки грунта в зазоры между деталями, из-за чего катки перестают вращаться; мокрый грунт, грязь, вода, снег и лед набиваются под катки и замерзают во время ночной стоянки; заклинивание внутри конструкции катка.

Увеличивается темп износа звеньев гусеничной цепи. При движении машины с высокими скоростями возникает вибрация. Втулки касаются реборд катков.

  • Способы устранения неисправности.

Тщательно поддерживать чистоту ходового механизма. В зимнее время счищать грязь, не применяя воды, которая может замерзнуть между деталями. Если возможно, снять камнезащитные щитки. Следить за натяжением гусеничной цепи.

5. Износ поддерживающих катков

Равномерный износ рабочих поверхностей.

Это «нормальный» вид износа.

Контакт боковых поверхностей катка при качении и скольжении с направляющими поверхностями звеньев цепи. Контакт при скольжении с уплотненным грунтом, налипшим на ходовую раму.

  • Факторы, ускоряющие износ.

Масса гусеничной цепи: этот параметр связан с шириной башмаков и наличием налипшего на гусеницы грунта. Скорость движения, абразивное воздействие грунта. Натяжение гусеничной цепи при переднем ходе.

Нельзя назвать определенных последствий, за исключением «нормального» износа рабочих поверхностей поддерживающих катков и звеньев до тех пор, пока износ не достигнет допустимого предела.

  • Способы устранения неисправности.

Поддерживать правильное натяжение гусеничной цепи и уменьшать воздействие прочих субъективных неблагоприятных ускоряющих факторов.

Пятно износа на рабочей поверхности смещено от осевой линии наружу или к машине и/или находится на боковой поверхности реборды.

Контакт при качении и скольжении с боковыми направляющими поверхностями звеньев гусеничной цепи. Неправильное положение ходовой рамы, направляющего или ведущего колеса. Смещение башмаков от осевой линии. Использование гусеничной цепи или катков, не соответствующих технической документации на машину.

  • Факторы, ускоряющие износ.

Такие же, как при «равномерном износе рабочих поверхностей», плюс работа с боковым наклоном на склоне.

Сокращается ресурс по износу катков и звеньев цепи.

  • Способы устранения неисправности.

Уменьшить или устранить действие субъективных факторов. Проверить, правильно ли установлены детали ходового механизма, при необходимости установить правильно. Ходовой механизм должен комплектоваться только деталями, входящими в спецификацию и указанными в каталоге запчастей для данной машины либо полностью им идентичными.

Плоские пятна износа на рабочих поверхностях поддерживающих катков.

Износ при скольжении вследствие налипания и набивки грунта в зазоры между деталями, из-за чего катки перестают вращаться; мокрый грунт, грязь, вода, снег и лед набиваются под катки и замерзают во время ночной стоянки; заклинивание внутри конструкции катка.

Увеличивается темп износа звеньев гусеничной цепи. Уменьшается ресурс по износу катка.

  • Способы устранения неисправности.

Тщательно поддерживать чистоту ходового механизма. В зимнее время счищать грязь, не применяя воды, которая может замерзнуть между деталями.

«Головное специализированное конструкторское бюро ходовых систем» концерна «Тракторные заводы» предложило решение проблемы налипания мерзлого грунта на ходовую часть гусеничных машин.

В обычных российских условиях, при работе на грунтах с повышенным содержанием влаги и частыми сменами положительных и отрицательных температур, нередки случаи, когда грунт, намерзший на детали гусеничной ходовой части, выводит машину из строя, вызывая обрыв болтов крепления башмаков и поломку бортовых редукторов.

Специалисты КБ предложили ввести в конструкцию гусениц специальное отверстие, через которое зубья ведущего колеса выталкивают грунт, попадающий в пространство между втулками и звеньями гусеницы. Гусеницами новой конструкции уже оснащают бульдозеры ЧЕТРА Т40.

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7

Источник: https://os1.ru/article/4248-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-3

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector