Давление гидроусилителя руля

Какое давление в системе гидроусилителя руля

Этот параметр рассчитывается еще на авто-концерне инженерами для конкретной модели автомобиля. Данный параметр показывает наиболее максимальный показатель силы системы ГУР, которая нужна для нормального функционирования транспортного средства. Поэтому при необходимости рекомендуем вам отталкиваться от приведенных выше данных.

Было бы легче ответить на ваш вопрос, если бы вы указали модель транспортного средства. На всех современных насосах гидроусилителя руля расположен редукционный клапан сброса давления, который изначально сконфигурирован на определенный показатель. В отечественных транспортных средствах он составляет от 90 до 125 атмосфер, в иномарках — от 60 до 100 атмосфер. 1 атмосфера равна 1,01325 бар.

Как проверить давление в гидроусилителе руля

Для более точного измерения обратного гидравлического давления в системе ГУР, необходимо, чтобы автомобиль работал в холостом режиме, при средних оборотах, а рулевое колесо находилось в одно положении.

При измерении обратного давления, манометр должен показывать величины не более чем 1000 кПа (10 кг/см 2 , 142 psi).

Обратите внимание

Если показатель больше требуемого, скорей всего проблема в регулирующем клапане или же гидравлические патрубки загрязнены.

Чтобы определить какое давление в гидроусилителе руля максимальное, необходимо увеличить обороты двигателя как минимум до 1500 об/мин. Чтобы измерить разгрузочное давление в системе ГУР, необходимо медленно закрыть обратный клапан и при этом следить за стрелкой на манометре.

Mercedes-Benz E-class Старенький да Удаленький › Бортжурнал › Насос ГУР, замер давления и прочие размышления

Я когда-то давным-давно писал о рулевых стуках. Теперь снова подниму старую тему, а именно о специфических стуках рулевых систем с ГУР. Сперва маленькое лирически-теоретическое отступление. Все системы ГУР это по сути вариации следящего гидропривода.

Но для обеспечения некоторого уровня обратной связи на руль его чувствительность ограничена. В любом случае, все они имеют золотниковое устройство. В реечном рулевом это торсион, в редукторе это золотник приводимый хвостом шариковой гайки.

Золотниковое устройство всегда нарушает жесткость зацепления в рулевом механизме и может быть причиной стуков. В нормальных условиях, когда колесо ловит неровность и возникает усилие на руль, сперва это усилие открывает золотник, давление масла в соответствующей камере возрастает и гидросистема компенсирует усилие.

Это повышает комфорт и снижает отдачу от неровностей на руль. Но если же усилие очень сильное, или давление масла недостаточное, золотник открывается полностью и удар все же доходит на руль.

Вот даже и не знаю когда я стал перфекционистом? И хорошо это, или плохо? Но речь пойдет наверное не об этом. За четыре года владения автомобилем я к нему очень привык.

Привык настолько, что ощущаю все режимы двигателя, чувствую когда именно АКПП переключит передачу, как работают тормоза, когда колеса потеряют сцепление, как отрабатывает подвеска каждого колеса, короче такое вот единение с механизмом.

Все бы хорошо, едешь и кайфуешь, но вот один недостаток – любую мелочь сразу же замечаешь и она начинает раздражать. Сделал суппорта и уже ожидал прихода нирваны, но нет, покой нам только снится. Осталась последняя мерзость по теме ходовой…

Рекомендуем прочесть:  Горцентр доступное жилье спб

Насос гидроусилителя руля: сила для комфортного управления

В грузовых автомобилях КАМАЗ, ГАЗ, ЗиЛ и других широко используются насосы ГУР, интегрированные с бачком. Но сегодня больше распространены насосы с вынесенным бачком, что обусловлено удобством компоновки агрегатов на двигателе и в моторном отсеке, а также удобством обслуживания гидроусилителя.

Реечные ГУР — это дальнейшее развитие гидроусилителей с совмещенным рулевым механизмом и силовым элементом.

Важно

В состав рейки входят поперечные рулевые тяги, а в качестве редуктора используется пара «шестерня-рейка» (откуда данный механизм и получил название).

Обычно рейки используются на переднеприводных легковых автомобилях, хотя в последние годы эти механизмы все чаще ставятся на коммерческие грузовики и микроавтобусы.

Гидроусилитель руля, современная концепция

  • уменьшает усилия необходимые для поворота рулевого колеса;
  • обеспечивает необходимую траекторию поворота без изменений;
  • улучшает маневренность автомобиля;
  • полная обратная связь — водитель «чувствует» дорогу;
  • смягчает отдачу от ударов, вызванных наездом колес на неровности и выбоины на дороге;
  • меняет «чувствительность» руля в зависимости от скорости движения;
  • повышает безопасность движения в случае разрыва шин передних колес (блокирует самопроизвольный поворот);
  • при отказе системы остается возможность управлять автомобилем.

Имя изобретателя гидравлического усилителя руля точно не известно. Первые упоминания о подобной системе датируются 1876 годом, когда некий Фитц (Fitts), применил его на своем паровом автомобиле: слишком тяжелая машина плохо слушалась руля. Запатентовал гидроусилитель руля американец Роберт Твайфорд в 1900 году, в 1903 году его применили на серийном грузовике. В первой половине ХХ века гидроусилитель руля применялся редко и только на тяжелых машинах: грузовиках и бронеавтомобилях в виду своей дороговизны. Только в 50-е годы гидроусилитель руля стал массово применяться в серийных легковых автомобилях.

Устройство и принцип работы гидроусилителя рулевого управления

  1. Автомобиль стоит неподвижно на месте, колеса установлены прямо. В данный момент гидроусилитель не работает и жидкость просто перекачивается насосом по системе (из бачка в распределитель и обратно).
  2. Водитель начинает вращать рулевое колесо.

    Крутящий момент от рулевого колеса передается на вал распределителя и далее на торсион, который начинает закручиваться. Поворотный золотник в этот момент не вращается, поскольку ему мешает это сделать сила трения, препятствующая повороту колес.

    Перемещаясь относительно золотника, вал распределителя открывает канал для поступления жидкости в одну из полостей гидроцилиндра (в зависимости от того, куда повернут руль). Таким образом, вся жидкость под давлением направляется в гидроцилиндр. Жидкость из второй полости гидроцилиндра поступает в сливную магистраль и далее в бачок.

    Жидкость давит на поршень со штоком, за счет чего перемещается рулевая рейка и поворачиваются колеса.

  3. Водитель прекратил вращение рулевого колеса, но продолжает удерживает его в повернутом положении. Рулевая рейка, перемещаясь, вращает поворотный золотник и выравнивает его относительно вала распределителя.

    В этот момент распределитель устанавливается в нейтральное положение и жидкость вновь просто циркулирует по системе, не совершая никакой работы, так же как и при прямолинейном положении колес.

  4. Водитель «выкрутил» руль в крайнее положение и продолжает его удерживать.

    Данный режим является наиболее тяжелым для гидроусилителя, поскольку распределитель не может вернуться в нейтральное положение, и вся циркуляции жидкости происходит внутри насоса, что сопровождается повышенным шумом его работы. Но стоит отпустить руль, и система придет в норму.

Рекомендуем прочесть:  За какое время разведут по обоюдному согласию

В бачке или резервуаре для рабочей жидкости установлен фильтрующий элемент и щуп для контроля за уровнем масла. С помощью масла смазываются трущиеся пары механизмов и передается усилие от насоса к гидроцилиндру. Фильтром от грязи и металлической стружки, возникающей в процессе эксплуатации, в бачке служит сетка.

Как устроен гидроусилитель руля

Первые автомобили были легкими и с узкими колесами, а скорости их движения невысоки. Поэтому для поворота колес при помощи руля требовалось небольшое усилие и первые водители легко обходились без ГУР. Гидроусилитель руля потребовался с появлением первых тяжелых грузовиков. С тех пор устройство гидроусилителя не претерпело принципиальных изменений.

Принцип работы гидроусилителя руля с распределителем осевого и роторного типов одинаков. Основан на том, что когда руль стоит «прямо», золотник занимает среднее положение, оба сливных канала открыты, а жидкость нагнетаемая насосом минуя силовой гидроцилиндр, сливается обратно в бачок.

Принцип работы гидроусилителя руля автомобиля

Надежность обеспечивается устройством защиты в электронном блоке. Оно не дает повторно включить гидроусилитель руля при неисправности. Тем самым защищая от серьезной поломки. Для разблокировки нужно выключить зажигание и снова включить его через пятнадцать минут.

Некоторых автовладельцев интересует вопрос: как работает гидроусилитель руля. Принцип работы гидроусилителя руля заключается в облегчении управления автомобилем. Его необходимость назревала долгие годы.

Раньше, автомобили были легкие, и водителям не требовалась помощь в управлении ими, но с появлением грузовиков, автобусов и прочей тяжелой техники ГУР стал необходимостью, потому что повернуть колеса многотонного автомобили не простая задача даже для сильного мужчины.

Гидроусилитель руля: назначение и устройство

Во-вторых, производительность насоса зависит от оборотов двигателя — чем они выше, тем большее давление создает насос. А по идее все должно быть как раз наоборот — при малых скоростях движения необходимо максимальное усиление, а при высоких — небольшое. В простом гидроусилителе отсутствует возможность регулирования коэффициента усиления.

В первой конструкции в распределитель ГУРа дополнительно встраивается электромагнитный клапан и камера обратного действия с поршнем.

При повороте колес на месте или при движении с малой скоростью клапан открыт, давление в системе максимально — руль крутить легко. При наборе скорости клапан, управляемый блоком, пропорционально закрывается.

В результате давление в системе уменьшается, а усилие на руле увеличивается. Таким образом, получаем искомое чувство «обратной связи».

Рулевое управление — гидравлика

При повороте руля в другую сторону распределитель подает жидкость к противоположной стороне гидроцилиндра и рулевая рейка движется в другую сторону, поворачивая колеса. Водитель при этом тратит минимум усилий на поворот руля, даже если машина стоит. Единственное условие — двигатель должен работать. Надеюсь мы разобрались как работает гидроусилитель руля.

При работе двигателя насос гура создает давление в системе рулевого управления. Когда руль поворачивается в какую-либо сторону, распределитель рулевого механизма подает поток жидкости под давлением к одному из поршней гидроцилиндра. А гидроцилиндр в свою очередь уже производит перемещение рулевой рейки.

05 Авг 2018      toplawyer         1406      

Источник: http://lawyertop.ru/oplata-i-vyplaty/kakoe-davlenie-v-sisteme-gidrousilitelya-rulya

Какое давление в гидроусилителе руля

Было бы легче ответить на ваш вопрос, если бы вы указали модель транспортного средства.

На всех современных насосах гидроусилителя руля расположен редукционный клапан сброса давления, который изначально сконфигурирован на определенный показатель.

Совет

В отечественных транспортных средствах он составляет от 90 до 125 атмосфер, в иномарках — от 60 до 100 атмосфер. 1 атмосфера равна 1,01325 бар.

Этот параметр рассчитывается еще на авто-концерне инженерами для конкретной модели автомобиля. Данный параметр показывает наиболее максимальный показатель силы системы ГУР, которая нужна для нормального функционирования транспортного средства. Поэтому при необходимости рекомендуем вам отталкиваться от приведенных выше данных.

Mercedes-Benz E-class Старенький да Удаленький › Бортжурнал › Насос ГУР, замер давления и прочие размышления

А вот только потом начал думать что же я измеряю. Собственно, имеем насос ZF на 110 бар. Как бы все ясно… А вот и нет. Только намерив несколько цифер и выпив пива я начал думать. 110 бар — это максимальное давление при котором открывается предохранительный клапан.

И действительно, вкрутив руль в упор манометр показал этих же 110 бар. Только смысла в этом нет, этим я только проверил предохранительный клапан. Более интересно следить за давлением при интенсивном рулении. На прогретом моторе и ХХ прыгает 60-80 бар, то же на драйве 40-60 бар и ощутимо тяжелее руль.

А вот утром на холодный было 80-100 бар. Вот видимо здесь собака и порылась…

Я когда-то давным-давно писал о рулевых стуках. Теперь снова подниму старую тему, а именно о специфических стуках рулевых систем с ГУР. Сперва маленькое лирически-теоретическое отступление. Все системы ГУР это по сути вариации следящего гидропривода.

Но для обеспечения некоторого уровня обратной связи на руль его чувствительность ограничена. В любом случае, все они имеют золотниковое устройство. В реечном рулевом это торсион, в редукторе это золотник приводимый хвостом шариковой гайки.

Золотниковое устройство всегда нарушает жесткость зацепления в рулевом механизме и может быть причиной стуков. В нормальных условиях, когда колесо ловит неровность и возникает усилие на руль, сперва это усилие открывает золотник, давление масла в соответствующей камере возрастает и гидросистема компенсирует усилие.

Это повышает комфорт и снижает отдачу от неровностей на руль. Но если же усилие очень сильное, или давление масла недостаточное, золотник открывается полностью и удар все же доходит на руль.

Как проверить давление в гидроусилителе руля

Чтобы определить какое давление в гидроусилителе руля максимальное, необходимо увеличить обороты двигателя как минимум до 1500 об/мин. Чтобы измерить разгрузочное давление в системе ГУР, необходимо медленно закрыть обратный клапан и при этом следить за стрелкой на манометре.

На следующем шаге «идем» туда, где расположен датчик давления (с левой стороны двигателя), и ставим зажим на шланге высокого давления, чтобы предотвратить вытекание масла после отсоединения патрубка.

Перед снятием шланга, следует тщательно очистить соединение патрубка высокого давления с масляным насосом, а так же обезопасить генератор от возможного попадания на его поверхность рабочей жидкости, например, накрыв его плотной тканью или пленкой.

Устройство и принцип работы гидроусилителя рулевого управления

Насос гидроусилителя необходим для того, чтобы в системе поддерживалось нужное давление, а также происходила циркуляция масла. Насос устанавливается на блоке цилиндров двигателя и приводится в действие от шкива коленчатого вала при помощи приводного ремня.

Главными элементами распределителя являются торсион, поворотный золотник и вал распределителя. Торсион представляет собой тонкий пружинистый металлический стержень, который закручивается под действием крутящего момента.

Обратите внимание

Золотник и вал распределителя представляют собой две цилиндрические детали с каналами для жидкости, вставленные друг в друга. Золотник связан с шестерней рулевого механизма, а вал распределителя с карданным валом рулевой колонки, то есть с рулем.

Торсион одним концом закреплен на валу распределителя, другой его конец установлен в поворотный золотник.

Про гидроусилитель

Когда руль начинает крутиться тяжело, а до этого он крутился одним пальчиком, ездить на машине становится не комфортно. И сразу начинаются поиски проблемы. Причин может быть много, но самая распространенная — это закисание рулевого карданчика. Причем нижнего, который стоит возле рулевой рейки.

Спасибо нашему правительству, которое поливает дороги непонятной кислотой, которая ест все, на что попадает. Проявляется это так: при повороте руля, два раза за один оборот, крутить становится тяжелее, а потом опять легко. Временно вылечить это можно, просто полить карданчик маслом или WD- 40.

Но надолго этого не хватит, через некоторое время руль просто невозможно будет повернуть. Но речь пойдет не о нем, а о насосе гидроусилителя. Ради интереса, попробуйте повернуть руль на один оборот, на стоящей машине с незаведенным двигателем. А потом проделайте тоже самое, на работающем моторе, и почувствуйте разницу.

Крутить будет легко, по тому, что крутить руль помогает гидроусилитель. В более современных машинах, используется электроуслитель руля, хорошо что не во всех, но это отдельная песня.

Начнем с замены жидкости, как всегда открытие состоит в том, что рабочую жидкость гидроусилителя надо периодически менять. Жидкость работает под большим давлением, от 40 до 80 атмосфер, в зависимости от автомобиля.

Проверено реально, мы на выход насоса подключили манометр от компрессометра, у которого шкала кончалась на 15 атмосферах, и завели машину. Стрелка манометра успела сделать три оборота, и в этот момент сорвало шланг, и мы оказались по уши в масле. После этого манометр мы больше не использовали.

Важно

Но зато убедились, что книжки не врут, и насос действительно создает большое давление. От большого давления жидкость теряет свои смазывающие свойства, и наполняется грязью, от износа шлангов. В результате теряют подвижность лопатки ротора, или редукционный клапан, который сбрасывает излишки давления.

Причем клапан обычно клинит в открытом состоянии. И руль крутится очень туго, так как давление в рейку не подается, а сливается в обратку .

Устройство гидроусилителя руля

  • Повышение безопасности (ГУР позволяет удержать автомобиль при взрыве шины по время движения);
  • Снижение усилия, требуемого для совершения или удержания маневра;
  • Изменение передаточного числа рулевого механизма (для поворота колес на определенный угол требуется меньше вращать руль, чем в механизме без ГУР);
  • Комфортабельность управления авто.

Читать еще –>  Жалоба в квалификационную коллегию судей на действия судьи

Жидкость под давлением, созданным насосом, подается на распределитель. В задачу этого составного элемента входит распределение потока жидкости в зависимости от положения рулевого управления. Наибольшее распространение на легковых авто получил золотниковый распределитель поворотного типа. Этот узел является промежуточным звеном между валом колонки и шестерней рулевого механизма.

Гидроусилитель руля (ГУР)

  1. Подсоединить патрубки на место и залить тонкой струей новое масло до верхней отметки.
  2. Для удаления воздуха из системы легким движением руля поворачивать в стороны до упора. После система полностью заполнится маслом.
  3. Заглушить мотор, и проверить уровень.

Основа работы данного устройства положена на насосе, который непосредственно приводится в движение от коленчатого вала двигателя, где при помощи ременного привода специальное масло для гидроусилителя попадает в рулевую систему (рулевой редуктор или рейка), что впоследствии облегчает усилие рулевого колеса.

Из чего состоит и как работает гидроусилитель руля

  1. Надежность. Гидравлическая система усиления испытана многолетней практикой на различных авто, поэтому в данный момент она устанавливается примерно на 60% выпускаемых машин.
  2. ГУР способен развивать приличную мощность и преодолевать значительное сопротивление со стороны колес.

    Отсюда возникает возможность применять его на автомобилях любой грузоподъемности и габаритов.

  3. Комфорт для водителя – главный плюс рулевого гидроусилителя. Он создавался именно с этой целью – облегчить человеку процесс управления машиной.
  4. Улучшение управляемости.

    Поскольку баранка вращается легко, водитель получает возможность быстрее реагировать на изменение дорожной ситуации.

Главная особенность ГУР состоит в том, что система включается в работу сразу после запуска двигателя авто, поскольку вал насоса вращается синхронно с коленвалом силового агрегата.

Пока водитель не трогает руль, создаваемое в маслопроводах давление сбрасывается в расширительный бачок. Принцип работы гидроусилителя руля заключается в преобразовании давления жидкости, создаваемого насосом, в механическую работу, совершаемую поршнем гидроцилиндра. ГУР функционирует по такому алгоритму:

Гидроусилитель руля, современная концепция

При работающем двигателе автомобиля, ременная передача приводит в движение вал насоса гидроусилителя. Насос создает давление в системе и с помощью шлангов высокого давления передает его на распределитель.

В зависимости от положения руля: влево, прямо, вправо, блок золотников распределяет рабочую жидкость под давлением в необходимый гидроцилиндр, облегчая водителю поворот. Если движение прямолинейное, то положение золотников обеспечивает простую циркуляцию рабочей жидкости.

Если система гидроусилителя вышла из строя, то рулевой вал управляет машиной, используя зубчатую передачу: шестерня — рейка (продольная тяга) или червячную (поворот рулевой сошки).

Гидроусилитель руля — специальная система, усиливающая крутящий момент и передаточное число на руле и передающая его на управляемые колеса. Главная цель системы гидроусилителя руля — обеспечить водителю полный контроль над траекторией движения независимо от веса и скорости автомобиля.

Как устроен гидроусилитель руля

Принцип работы гидроусилителя руля с распределителем осевого и роторного типов одинаков. Основан на том, что когда руль стоит «прямо», золотник занимает среднее положение, оба сливных канала открыты, а жидкость нагнетаемая насосом минуя силовой гидроцилиндр, сливается обратно в бачок.

Первые автомобили были легкими и с узкими колесами, а скорости их движения невысоки. Поэтому для поворота колес при помощи руля требовалось небольшое усилие и первые водители легко обходились без ГУР. Гидроусилитель руля потребовался с появлением первых тяжелых грузовиков. С тех пор устройство гидроусилителя не претерпело принципиальных изменений.

Источник: http://firstjurist.ru/nasledstvo/kakoe-davlenie-v-gidrousilitele-rulya

Что такое ГУР в автомобиле (гидроусилитель руля) – подбор жидкости по марке, масла, какое давление, как заменить сальник ГАЗ 33106

В течение всего своего существования автомобили становились все более удобными, комфортными в использовании.

Причиной тому является установка различных вспомогательных устройств, механизмов. За счет этого упрощается управление, снижается усталость водителя даже в дальней дороге.

В свое время именно гидроусилитель руля стал первым устройством, существенно упрощающим маневрирование транспортного средства.

Совет

За счет специальной жидкости усилие, необходимое для передачи колесам через рулевое колесо водителем, существенно уменьшается.

Как следствием — более нет необходимости в приложении большой физической силы к рулю. Существуют различные типы ГУР, но все они работают по одному принципу.

Основные сведения

Сегодня таким устройством, как гидроусилитель руля (применяется аббревиатура ГУР), оснащаются почти все современные автомобили.

Гидроусилитель имеет относительно простое устройство, низкую стоимость. Он прост в обслуживании и ремонте.

На более дорогие транспортные средства относительно недавно стал устанавливаться ЭУР — электроусилитерь руля.

Но так как стоимость его несколько выше почти во всею бюджетные модели авто ставится именно ГУР.

С его помощью даже девушка или же престарелый водитель смогут избежать проблем с необходимостью прилагать существенное усилие при повороте.

Сам ГУР позволяет решить сразу несколько различных задач. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть заранее:

  • необходимые сведения;
  • зачем он нужен.

Необходимые сведения

Различия могут заключаться только лишь в типе используемого трансмиссионного масла и мощности насоса, габаритах самого устройства передачи гидравлического усиления.

Можно выделить основные узлы гидроусилителя:

  • насос для транспортировки масла и нагнетания давления;
  • регулятор давления масла;
  • расширительный бачок гидроусилителя руля;
  • управляющее устройство в виде специального золотника;
  • силовой гидроцилиндр.

Если имеет место заметное снижение уровня масла при отсутствии нагрузки на колеса (поворот, наклон транспортного средства и другого) необходимо проверить герметичность всех без исключения узлов.

Чтобы максимально продлить срок работы системы следует 1 раз в 1-2 года полностью менять масло в ГУР.

Необходимо осуществлять подбор масла ГУР по марке автомобиля. Так как автомобили различных марок подразумевают использование наполнения различной плотности, с разными присадками.

Необходимо внимательно ознакомиться с технической документацией, а также рекомендациями завода-изготовителя.

Зачем он нужен

Основная задача гидроусилителя — упрощения процедуры управления транспортным средством. Например, при повороте налево или же на право.

Также маневренность повышается за счет того, что водителю требуется тратить минимальное количество времени для изменения угла вращения руля.

Также ГУР позволяет существенно увеличить безопасность транспортного средства.

Так как опять же при обнаружении опасности на дороге водитель имеет возможность сократить время на предприятие определенных действий.

Обратите внимание

ГУР не позволит при наезде на камень, иное препятствие изменить направление движения колеса либо существенно смягчит обратную связь, передаваемую на руль.

Таким образом вероятность съехать с дороги, иной непредвиденной аварийной ситуации будет снижена до самого минимума.  

Так как гидроусилитель позволяет без труда удерживать руль в прямолинечном положении.

При всем комфорте гидроусилитель имеет определенные недостатки. В первую очередь это касается наличия уплотнительных резинок. Нередко в морозы или же от долгого использования образуются течи.

Низкий уровень жидкости в расширительном бачке ГУР может привести не только к усложнению управления транспортным средством.

Но также к обрыву ремня генератора. Если подобное произойдет в дали от города — то добраться своим ходом на авто будет до ближайшего СТО станет проблематично.

Что такое насос ГУР в автомобиле

Сам гидроусилитель включает в себя множество отдельных деталей. Даже если нет необходимости самостоятельно осуществлять ремонт устройства — стоит обязательно ознакомиться с принципом работы ГУР.

Это позволит избежать поломок, упростит обслуживание и сделает ремонт на СТО более выгодным.

Так как недобросовестным механикам станет сложнее обмануть владельца транспортного средства. Одним из самых важных узлов является именно насос гидроусилителя.

К основным вопросам, разобрать которые нужно обязательно заранее, относятся:

  • как работает устройство;
  • принцип работы гидравлического усилителя руля;
  • подбор жидкости (по марке авто);
  • какое давление в легковом авто;
  • какие могут быть неисправности;
  • как заменить сальник в ГАЗ 33106.

Как работает устройство

Основная функция насоса — создавать достаточное давление в системе гидроусилителя руля. Чаще всего с системах ГУР применяют насосы лопаточного типа.

Вал привода насоса вращается — в месте с ним крутятся установленные на нем лопатки. За счет возникновения центробежной силы осуществляется изменение объема между соседними лопатками.

Именно это и создает избыточное давление, за счет которого работает гидроусилитель руля.

В случае уменьшения объема насос жидкость всасывает в себя, при увеличения — наоборот, нагнетает. Именно по такому принципу осуществляется работа данного устройства.

Принцип работы гидравлического усилителя руля

Сам принцип работы гидроусилителя руля является неизменным — вне зависимости от типа его составных элементов, марки транспортного средства.

Сам процесс функционирования ГУР выглядит следующим образом:

Руль находится в неподвижном положении, золотник также находится в центре Он удерживается специальными пружинами (в таком случае рабочая жидкость свободно циркулирует по всей системе)
В состоянии покоя насос работает на полную мощность Так как основной задачей его является перемещение масла по всей системе гидроусилителя
В случае поворота руля происходит смещение золотника В этот момент одна из магистральных полостей цилиндра перекрывается
В другую магистраль подается рабочая жидкость Под повышенным давлением
В этот момент под воздействием масла ГУР под давлением Элементы поршня и шток поворачивают колеса в сторону движения золотника
Корпус самого распределителя усилий будет расположен рядом С золотником лишь в момент прекращения движения

Все обозначенные действия ГУР выполняет в момент поворота рулевого колеса. Занимает все это менее одной секунды.

После завершения маневра с поворотом колес, когда руль опять возвращается в прямолинейное положение, золотник открывает обе транспортные магистрали для поступления масла.

Подбор жидкости (по марке авто)

Сегодня выбор в пользу определенного авто необходимо осуществлять именно по его марке. Так как далеко не все масла подойдут в конкретном случае.

Необходимо ознакомиться с основными характеристиками и рекомендациями от автопроизводителя.

Основные факторы, влияющие на выбор масла:

  • год выпуска транспортного средства;
  • конфигурация самого автомобиля.

Многие официальные сайты производителей масла позволяют осуществить подбор продукции под определенную модель автомобиля. В каждом случае все сугубо индивидуально.

Какое давление в легковом авто

Для легковых автомобилей устанавливается максимальное допустимое давление. Оно различается в зависимости от марки, модели, а также иных факторов.

Почти все современные автомобили снабжаются специальным предохранительным клапаном.

Он срабатывает при превышении данного давления. В большинстве случаев величина его составляет порядка 100 бар.

Например, на прогретом моторе и холостом ходу давление на большинстве авто составляет 60-80 бар. На холодную же оно может достигать 80-100 бар при максимальных 110.

Специальный датчик в автомобилях для измерения давления ГУР обычно отсутствует. Но можно установить его самостоятельно.

Какие могут быть неисправности

Гидроусилитель руля представляет собой достаточно надежную систему. Но он также может выйти полностью или же частично из строя.

Наиболее частые неисправности и способы их устранения:

Обратные толчки при управлении Ремень насоса ГУР растянут
Необходимо прилагать усилие для поворота руля Низкий уровень масла в системе ГУР
В среднем положении руль требует прилагать больших усилий Неисправен насос гидроусилителя
Нечеткая работа руля Присутствует течь в системе
Шум во время работы ГУР Сброс жидкости через специальный предохранительный клапан
Присутствует вибрация В гидросистему попал воздух

При малейшем подозрении на неисправность ГУР необходимо обратиться в СТО. Так как низкий уровень масла, неисправность насоса может стать причиной более серьезной поломки.

Видео: замена жидкости ГУР

Стоимость ремонта рулевой рейки на любом автомобиле достаточно велика. Стоит избегать возникновения необходимости ремонта.

Как заменить сальник в ГАЗ 33106

Алгоритм замены сальника ГУР на ГАЗ 3310 выглядит следующим образом:

  • откручивается кожух рулевой колонки;
  • далее следует окрутить саму рулевую колонку — она крепится на двух болтах — необходимо заранее отсоединить все присутствующие электрические разимы;
  • отсоединяется гайка, фиксирующая карданчик;

Потому стоит избегать подобных повреждений. После выполнения предыдущего действия понадобится его утопить полностью в специальный резиновый уплотнитель.

Далее карданчик легко будет снять с вала. Снимается стопорное кольцо, после чего можно будет вытащить сальник без каких-либо затруднений.

Установку нового сальника необходимо осуществлять в обратном порядке. Запрессовка не вызывает обычно каких-либо затруднений.

Гидроусилитель имеет множество различных достоинств, при надлежащем уходе он не доставляет проблем своему владельцу.

Важно

Потому стоит периодически проверять уровень и качество масла, осуществлять доливку при необходимости.

Источник: http://jurist-protect.ru/chto-takoe-gur-v-avtomobile/

Давление насоса гидроусилителя рулевого управления – проверка и регулировка

ПРОВЕРКА

Модели с системой отопления и вентиляции салона

Моменты затяжки
Реле давления 12 Нм
Штуцер трубопровода высокого давления насоса гидроусилителя рулевого управления моментом 21 Нм

• Установите автомобиль на двухстоечный подъемник.

• Снимите защиту поддона картера двигателя.

• Установите зажим на подводящий трубопровод насоса гидроусилителя рулевого управления, чтобы уменьшить количество вытекающей жидкости.

Примечание:
• Если автомобиль не оборудован кондиционером,насос гидроусилителя рулевого управления установлен под генератором, но методика остается прежней.

• Примите меры по защите генератора от масла из системы гидроусилителя рулевого управления.

• Отсоедините колодку проводов от датчика давления.

• Снимите датчик давления.

• Установите штуцер (Dir. 1204) вместо датчика давления (1).

• Присоедините компрессометр для дизельных двигателей (Fre. 244-03) к приспособлению (Dir. 1204).

• Снимите зажим. • Опустите автомобиль. • Заправьте систему гидроусилителя рулевого управления маслом ELF RENAULT MATIC D2. • Удалите воздух из системы, поворачивая рулевое колесо из одного крайнего положения в другое сначала при неработающем двигателе.

Внимание!
Для предупреждения поломки системы гидроусилителя рулевого управления не удерживайте рулевое колесо в крайних положения.

• Установите колеса в положение движения по прямой.

• Удалите воздух из системы, поворачивая рулевое колесо из одного крайнего положения в другое при работающем двигателе.

• Доведите до нормы уровень масла в бачке.

• Снимите:

– правый передний подкрылок,

– правое переднее колесо.

• Проверьте:

– давление, развиваемое насосом гидроусилителя рулевого управления при рулевом колесе в положении прямолинейного движения и при отсутствии воздействия на него, которое должно быть в пределах 5-7 бар,

– максимальное давление, развиваемое насосом гидроусилителя рулевого управления при рулевом колесе, повернутом в крайнее положение, которое должно быть в пределах 79 – 86 бар.

• Остановите двигатель.

• Поднимите автомобиль.

• Установите зажим на подводящий трубопровод насоса гидроусилителя рулевого управления, чтобы уменьшить количество вытекающей жидкости.

• Снимите манометр (Fre. 244-03) и штуцер (Dir. 1204).

Внимание!

Обязательно замените уплотни-тельные кольца штуцеров трубопроводов гидроусилителя рулевого управления, которые снимались.

• Снимите манометр (Fre. 244-03) и штуцер (Dir. 1204).

• Установите датчик давления.

• Затяните требуемым моментом реле давления (12 Нм).

• Соедините его разъем.

• Снимите зажим.

• Заправьте систему гидроусилителя рулевого управления маслом ELF RENAULT MATIC D2.

• Удалите воздух из системы, поворачивая рулевое колесо из одного крайнего положения в другое сначала при неработающем двигателе.

• Установите колеса в положение движения по прямой.

Внимание!

Для предупреждения поломки системы гидроусилителя рулевого управления не удерживайте рулевое колесо в крайних положения.

• Удалите воздух из системы, поворачивая рулевое колесо из одного крайнего положения в другое при работающем двигателе.

• Доведите до нормы уровень масла в бачке.

• Установите:

– правый передний подкрылок, правое переднее колесо.

• Убедитесь в отсутствии подтекания топлива.

• Установите защиту поддона картера двигателя.

Источник: http://SanderoLogan.ru/logan/davlenie-nasos-gidrousilitel.html

Как заменить датчик давления гидроусилителя руля своими руками

Главная » Советы по ремонту » Как заменить датчик давления гидроусилителя руля своими руками

В автомобилях с гидроусилителем руля для эффективной работы гидравлической системы используется датчик давления.

Признаком неисправности этого датчика может служить:

  • Тяжелое, замедленное рулевое управление.
  • Шум при повороте руля
  • Течь жидкости ГУР из датчика

Под капотом большинства легковых автомобилей, грузовиков и внедорожников, проданных до 2010 года, находится система гидроусилителя рулевого управления. Она использует датчик давления гидроусилителя для измерения давления внутри трубопровода гидравлической системы, чтобы увеличивать или уменьшать подачу гидравлической жидкости в систему для достижения максимальной эффективности.

https://www.youtube.com/watch?v=YoQFLM_AxhE

Датчик давления гидроусилителя руля, как и любой другой датчик, может износиться или сломаться из-за экстремальных условий, которым он подвергается каждый день.

Этот компонент посылает информацию в электронный блок управления автомобиля каждый раз, как запускается двигатель, что может привести к значительному износу электрических компонентов, входящих в состав датчика давления.

О неисправности датчика давления гидроусилителя руля можно узнать от таких предупредительных знаков, как загоревшийся сигнал «Проверить двигатель» и замедленное рулевое управление во время движения.

Замена датчика давления гидроусилителя руля

  1. Отключите аккумуляторную батарею и поднимите автомобиль. Перед тем как снять какие-либо детали, найдите аккумулятор автомобиля и отсоедините положительный и отрицательный кабели аккумулятора. Примечание: этот шаг всегда должен быть первым, когда вы работаете с автомобилем. Поднимите автомобиль с помощью гидравлического подъемника или домкрата.
  2. Снимите крышку двигателя и вспомогательные детали. В большинстве автомобилей получить доступ к датчику давления гидроусилителя руля легко, но в некоторых моделях требуется сначала снять несколько компонентов, включая крышку двигателя, воздушный фильтр и шланги, а также аккумулятор. Точные инструкции о том, что именно нужно снять, всегда можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля.
  3. Отсоедините электропроводку датчика давления гидроусилителя руля. После того, как обнаружите датчик давления гидроусилителя руля, вам будет необходимо отсоединить электрическую проводку, подсоединенную к этой детали. Нажмите пальцами на выступы по бокам электрического разъема, чтобы вытащить его. Если электропроводка соединена с другим пучком проводов, отсоедините провода, идущие к датчику давления гидроусилителя руля.
  4. Снимите датчик давления. Если датчик давления присоединен к трубопроводу гидравлической системы, необходимо снять его с помощью двух гаечных ключей. Закрепите один гаечный ключ на трубопроводе гидравлической системы, а другой непосредственно на датчике. Удерживая нижний гаечный ключ на месте, ослабьте верхний датчик давления гидроусилителя руля. Как только ослабите крепление, вы сможете рукой выкрутить датчик давления из трубопровода гидравлической системы. Убедитесь, что вы положили тряпку под фитинг, поскольку, скорее всего, произойдет вытекание гидравлической жидкости.
  5. Сравните старый и новый датчики давления гидроусилителя руля. Очень часто в магазине автозапчастей дают неподходящий датчик давления гидроусилителя руля. Именно поэтому рекомендуется провести полный осмотр старого и нового датчиков. Убедитесь, что следующие детали идентичны: разъем, который вкручивается в трубопровод гидравлической системы или в насос усилителя руля, и контакты электропроводки. Цвет, размер и форма могут отличаться у разных производителей запчастей, но если фитинги идентичны, датчик можно будет использовать.
  6. Установите новый датчик давления. Вверните новый датчик давления гидроусилителя руля на его место в трубопроводе гидравлической системы или насосе усилителя руля. После того, как датчик будет закручен, используйте два гаечных ключа, чтобы более плотно закрутить новый датчик. Не затягивайте слишком туго, иначе можно повредить резьбу.
  7. Снова подсоедините электропроводку к датчику или реле. В зависимости от типа разъемов убедитесь, что все подсоединено верно.
  8. Подготовьте автомобиль к работе. Наполните резервуар гидравлической системы усилителя руля жидкостью до нужного уровня и подсоедините кабели аккумулятора.
  9. Проверьте автомобиль. После того, как вся работа будет завершена, с помощью автосканера убедитесь, что все ошибки в автомобильном компьютере исправлены. Запустите двигатель и проверьте на наличие утечек перед тем, как проверить автомобиль на дороге. Рекомендуется сделать быструю проверку, проехав пять километров.

Источник: https://remontpeugeot.ru/sovety/kak-zamenit-datchik-davleniya-gidrousilitelya-rulya-svoimi-rukami.html

У этого поста – 2 комментария.

Гидроусилитель рулевого управления необходим в конструкции автомобиля для более легкого и удобного управления авто, благодаря ГУР легче удержать машину на дороге по завершении маневра.

Первоначально гидроусилитель устанавливался только на большегрузные автомашины – грузовики и автобусы, сегодня это устройство входит в конструкцию практически любого автомобиля.

Помимо своего основного предназначения (усиление рулевого управления), гидроусилитель: обеспечивает уменьшение передаточного числа механизма руля, уменьшая число оборотов рулевого колеса и увеличивая маневренность; способствует снижению «эффекта удара» при поездках по неровным дорогам. Выход из строя системы гидроусилителя не означает прекращение возможности управления автомашиной, просто вращать рулевое колесо будет несколько труднее.

Что входит в гидроусилитель руля

Система гидроусилителя руля состоит из насоса (создает и поддерживает давление), распределителя (управляет потоком масла, направляя его в нужный отдел гидроцилиндра), гидроцилиндр (преобразователь давления масла в движение штока и поршня), бачок для масла (содержит специальное масло для работоспособности системы), шланги высокого давления (по ним циркулирует масло в системе).

Среди всех существующих типов лучший гидроусилитель – с переменным усилием. В нём передаточное число неизменно, но степень усиления различна. Чем меньше скорость автомашины, оснащенной таким гидроусилителем, тем легче вращать рулевое колесо, но стоит набрать скорость – гидроусилитель помогает все меньше и меньше. Только такая система способна сохранить «связь» водителя и колес автомобиля.

Какую жидкость (масло) заливают в гидроусилитель руля и как её выбирают

Жидкость для гидроусилителя руля должна быть сертифицирована производителем и иметь допуск завода-изготовителя. Также жидкости различаются по составу, обычно это отображается на цвете жидкости. Так, к примеру, у старых Фольксвагенов применяются красная и зеленая жидкости.

В книге по эксплуатации авто указывается цвет и спецификация допустимого масла. Если лить не подходящую жидкость ГУР, то ускоряется износ насоса ГУР и рулевой рейки. Если смешать две разные жидкости ГУР, то руль станет трудно прокрутить и будет слышен хруст с района насоса.

Завод-производитель автомобиля рекомендует менять жидкость ГУР раз в два года. Но этот срок можно увеличить установкой фильтрующего элемента в трубопровод ГУР.

Можно использовать готовый фильтр или сделать его самому из кронштейна и обычного масляного фильтра. Главное подобрать подходящий кронштейн, чтоб на него удобно было приварить вводной и выходящий патрубки.

Фильтр врезается в обратку и его срока службы хватит до следующей замены жидкости гидроусилителя.

Иногда в бачке гидрача можно обнаружить пятна воды. В таком случае необходима немедленная замена жидкости, иначе начнутся необратимые последствия в виде коррозии элементов рейки и насоса, а также засыхание сальников и прокладок.

Определить поломку гидроусилителя можно по звуку. От рулевой рейки начинает исходить стук, а насос издает гул, похожий на ступичный подшипник. Самой первой причиной является низкий уровень жидкости в бачке ГУРа.

Если жидкость в норме, а гул насоса остается, то, вероятно, приходит конец подшипнику приводного вала. Чтоб проверить надо скинуть ремень со шкива и проверить вал на поперечный и продольный люфты.

Совет

При их наличии — переборка насоса либо покупка нового.

Если при повороте руля слышен свист со стороны правого колеса, то это проскальзывает приводной ремень. Его требуется подтянуть. В случае если свист остался, проверить выработку внутренних поверхностей шкива. Попробовать забрызгать специальной жидкостью от проскальзывания клиновых ремней. Когда ничего не помогает — шкив под замену.

А где он находится

Бачок жидкости гидроусилителя руля обычно располагается в зоне досягаемости водителя для постоянного контроля жидкости. В иномарках оборудованных бортовыми компьютерам присутствует датчик уровня жидкости, в следствии чего пропадает нужда в постоянном контроле.

Сам насос ГУР располагается на двигателе с противоположной КПП стороны. От шкива на ДВС через ременную передачу приводится в действие насос. Бывает, что на одном ремне с насосом ГУР может находится либо генератор, либо помпа, либо насос климатической установки авто.

Трубопровод ГУР (две шланги — подача на насос и обратка с рейки) располагаются под бампером либо сверху подрамника. Часто они защищены металлическим или пластиковым кожухом.

Как прокачать гидроусилитель руля

Для прокачки системы ГУР от воздуха надо:

  • — ослабить натяжной болт насоса;
  • — снять приводной ремень со шкива;
  • — сбросить с насоса патрубок высокого давления идущий на рейку;
  • — вручную крутить шкив, пока не перестанет вытекать старая жижа;
  • — залить в бачок новое масло;
  • — вновь крутить шкив, пока не потечет чистая жидкость;
  • — надеваем шланг и ремень, натягивает, заводим авто;
  • — крутим рулем до упора влево-вправо, пока он не начнет вращаться без рывков;
  • — проверяем уровень в бачке, при необходимости доливаем.

Источник: https://autonovice.ru/a55.htm

Гидроусилитель руля, современная концепция –

Гидроусилитель руля — специальная система, усиливающая крутящий момент и передаточное число на руле и передающая его на управляемые колеса. Главная цель системы гидроусилителя руля  — обеспечить водителю полный контроль над траекторией движения независимо от веса и скорости автомобиля.

История возникновения

Имя изобретателя гидравлического усилителя руля точно не известно. Первые упоминания о подобной системе датируются 1876 годом, когда некий  Фитц (Fitts), применил его на своем паровом автомобиле: слишком тяжелая машина плохо слушалась руля.

Запатентовал гидроусилитель руля американец Роберт Твайфорд в 1900 году, в 1903 году его применили на серийном грузовике. В первой половине ХХ века гидроусилитель руля применялся редко и только на тяжелых машинах: грузовиках и бронеавтомобилях в виду своей дороговизны.

Только в 50-е годы гидроусилитель руля стал массово применяться в серийных легковых автомобилях.

Преимущества применения гидроусилителя руля:

  • уменьшает усилия необходимые для поворота рулевого колеса;
  • обеспечивает необходимую траекторию поворота без изменений;
  • улучшает маневренность автомобиля;
  • полная обратная связь — водитель «чувствует» дорогу;
  • смягчает отдачу от ударов, вызванных наездом колес на неровности и выбоины на дороге;
  • меняет «чувствительность» руля в зависимости от скорости движения;
  • повышает безопасность движения в случае разрыва шин передних колес (блокирует самопроизвольный поворот);
  • при отказе системы остается возможность управлять автомобилем.

Недостатки:

  • высокая стоимость, бюджетные автомобили так и не получили гидравлический усилитель на руль;
  • дополнительные затраты мощности двигателя для вращения вала насоса.

Существует два основных типа гидравлических усилителя руля: совмещенный с рулевым механизмом и с продольной тягой.

Устройство и основные компоненты гидравлического усилителя руля, совмещенного с продольной тягой рис.1:

Насос (1) — агрегат, обеспечивающий необходимое давление, а также циркуляцию рабочей жидкости в гидросистеме.

Наиболее массово используется конструкция роторного гидронасоса — рис.2, благодаря его надежности и высокой производительности.

Рис.3 — варианты конструктивного исполнения насосов автомобильных гидросистем различных производителей.

Для оптимального размещения составляющих гидроусилителя руля насос (1) часто объединяют с бачком (4) в один компактный агрегат — рис.4:

Насос приводится в действие коленвалом двигателя с помощью ременной передачи.

Корпус рулевой рейки (2) на рис.1. Представляет собой агрегат, заключающий в себе рулевую рейку с гидроцилиндрами и распределитель.

Распределитель, узел (3) на рис.1. Предназначен для направления рабочей жидкости под давлением в рабочий цилиндр и ее отток обратно в бачок, в зависимости от положения руля. Главный подвижный элемент распределителя — золотник бывает двух типов:

  • осевой — перемещается поступательно;
  • роторный — вращается;

Бачок (4) для масла — представляет собой емкость для рабочей жидкости.

Внутри фильтр для масла, а в пробке датчик уровня жидкости — щуп:

Соединительные шланги (5). Обеспечивают необходимую циркуляцию рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля. Шланги высокого давления соединяют насос с распределителем и передают давление в гидроцилиндры. По шлангу низкого давления жидкость возвращается обратно в бачек, а из бачка — к насосу. Рис.8 — шланги гидроусилителя руля и фитинги для подсоединения.

Рабочая жидкость гидроусилителя руля обеспечивает функционирование системы — передает давление от насоса к рабочим цилиндрам, смазывает трущиеся детали  механизмов. Представляет собой индустриальное (машинное) масло с модификаторами, подобная смесь стала отдельным продуктом — жидкостью для гидроусилителей или автоматических трансмиссий.

Принцип работы системы гидравлического усилителя руля

При работающем двигателе автомобиля, ременная передача приводит в движение вал насоса гидроусилителя. Насос создает давление в системе и с помощью шлангов высокого давления передает его на распределитель.

В зависимости от положения руля: влево, прямо, вправо, блок золотников распределяет рабочую жидкость под давлением в необходимый гидроцилиндр, облегчая водителю поворот. Если движение прямолинейное, то положение золотников обеспечивает простую циркуляцию рабочей жидкости.

Если система гидроусилителя вышла из строя, то рулевой вал управляет машиной, используя зубчатую передачу: шестерня — рейка (продольная тяга) или червячную (поворот рулевой сошки).

Гидравлический усилитель, совмещенный с рулевым механизмом, рис.9

Основные компоненты, а именно, насос, бачок и соединительные шланги, аналогичны с системой гидроусилителя, совмещенного с продольной тягой. Главное отличие заключается в том, что усилие рулевого вала передается на рулевую сошку.

Рис.10 — комплект системы гидроусилителя руля, совмещенного с рулевым механизмом. Насос объединен с бачком в один общий агрегат.

Комбинированный или электрогидравлический усилитель руля. Представляет из себя гидроусилитель руля, соединенный с электронными компонентами двух типов:

  • С электромагнитным клапаном, управляемым датчиком скорости. На малой скорости клапан максимально открыт, обеспечивая высокое давление в системе и высокую чувствительность руля. На высокой скорости движения автомобиля клапан прикрывается, и управление лишается ненужной ему чувствительности, делая маневрирование плавным и безопасным.
  • С электронасосом, которым управляет датчик скорости. В этом случае насос приводится в движение собственным электродвигателем. Такое инженерное решение позволяет задать необходимое давление в гидросистеме в зависимости от  задач маневрирования. Например, при парковке скорость автомобиля низкая, а давление в гидроусилителе высокое, и это облегчает управление водителю. И наоборот, при высокой скорости движения машины, обороты электромотора, вращающего насос снижаются — управление становиться «тяжелее». Регулировка частоты вращения электродвигателя позволяет плавно менять чувствительность гидроусилителя руля. Кроме этого, такая схема экономит около 2% топлива, что немаловажно.

Гидроусилитель руля, основные правила эксплуатации

Для поддержания системы гидравлического усилителя руля в рабочем состоянии следует выполнять следующие шаги:

  • Ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, основные рекомендации которой могут быть разными для разных автомобилей.
  • Поддерживать необходимый уровень рабочей жидкости в системе. С периодичностью 1-2 года менять масло и фильтр в бачке.
  • Следить за состоянием шлангов и мест их подсоединения — система должна быть герметична.
  • Проверять силу натяжения ременного привода.
  • Работа гидросистемы в крайних положениях руля недопустима.

Соблюдение правил эксплуатации системы гидроусилителя руля является важным фактором условия безопасного движения.

Современный автомобиль немыслим без системы гидравлического усилителя руля, которая сочетает в себе комфортную и безопасную езду по разным типам дорог и даже бездорожью.

Источник: http://qvarto.ru/gidrousilitel-rulya-sovremennaya-koncepciya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector