Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Присутствует диодный мост генератора исключительно в «бортовых электростанциях» переменного тока.

Поскольку большинство легковых авто комплектуются генераторами переменного тока, выпрямитель с диодами и стабилитроном присутствует в каждом из них.

Обычно этот узел встраивается в генератор, но существуют выносные диодные мостики для удобного сервисного обслуживания, ремонта и замены диодов.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работаРис. 1 Выпрямитель генератора представляет собой диодный мост со стабилитроном

Назначение выпрямителя

Поскольку генераторы переменного тока более прогрессивны, компактны и ремонтопригодны в сравнении с модификациями тока постоянного, в конструкцию по умолчанию добавлен диодный мост генератора для преобразования переменного тока в постоянный.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работаРис. 2 Схема подключения блока диодов

Другими словами – без узла выпрямителя электричество будет вырабатываться обмотками генератора, но станет непригодным для бортовой сети и аккумулятора. Лампы фар, обмотки компрессора кондиционера и электрические цепи прочих потребителей перегорят, а двигатель не сможет завестись.

Конструкция выпрямителя

В прямом смысле выпрямитель не в состоянии «выпрямить» переменное напряжение. Название этот узел получил из-за принципа действия входящих в него диодов:

  • переменный ток периодически меняет направление движения в цепи;
  • диоды пропускают его лишь в одном направлении, отсекают токи обратной полярности;
  • чтобы в сети скачки напряжения были незаметны для запитанного потребителя, 3 диода установлены в одном направлении, оставшиеся 3 – в другом.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работаРис. 3 Принцип работы выпрямителя генератора

В настоящее время классическую конструкцию имеют мощные диоды, маломощные полупроводниковые приборы этого типа выполнены в виде кремниевого перехода на плате. Однако для отведения от корпуса или кремниевого перехода высоких температур, и те, и другие модификации либо вмуровываются в пластину теплоотвода, либо оснащаются собственными радиаторами в индивидуальном порядке.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работаРис. 4 Силовые 1 и дополнительные 2 диоды собраны на теплоотводящей подкове

При пробое кремниевого перехода или полноценного диода в корпусе требуется замена диодного моста генератора или отдельных полупроводников, входящих в его состав.

Основной мост диодный

На нижнем рисунке представлены синусоиды и направление движения тока в генераторе и диодном мостике.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работаРис. 5 Направление напряжения в графике переменного тока и схеме выпрямителя

Положительным значением условно принято напряжение, направленное к 0 точке обмотки статора. После выпрямителя ток в нагрузке потребителей протекает только в положительном направлении, то есть от «+» генератора к ее массе «–».

Поэтому в диодном мосту силовом (основном) использованы крупногабаритные 25 – 30 А диоды, мощность которых можно повысить дополнительно за счет дополнительного плеча выпрямителя, рассматриваемого ниже.

В отличие от прочих узлов «электростанции авто», визуальный осмотр не позволяет выявить, какие имеются неисправности диодного моста генератора. Для выпрямителя необходима только аппаратная диагностика мультиметром.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Находятся диоды на теплоотводящей пластине в форме подковы под задней крышкой генератора. На выносных выпрямителях диодный мост расположен вблизи генератора, вместо пластин классической конфигурации может использоваться обычная плата. На корпус каждого диода в этом случае надевается ребристый радиатор.

Дополнительные диоды

Основная сложность конструкции автомобильного генератора заключается в том, что обмотка возбуждения его якоря так же является потребителем постоянного напряжения. Для этой катушки используется собственный диодный мост генератора:

  • 3 дополнительных диода отсекают ток АКБ в момент, когда двигатель не работает;
  • отрицательные диоды взяты из основного (силового) мостика генератора.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работаРис. 7 Диоды дополнительные

Вместо мощных полупроводниковых приборов использованы малогабаритные 2 А диоды.

Стабилитрон

Поскольку величина напряжения, вырабатываемого генератором машины, напрямую зависит от оборотов коленвала, передающего крутящий момент на его шкив, в бортовой сети возможны «всплески» до 20 В, что вредно для потребителей. Чтобы исключить частый ремонт, проще всего подключить диодный мост выпрямителя через стабилитрон:

  • этот полупроводниковый прибор отсекает ток обратной полярности по аналогии с диодом, но только до определенного значения, названного напряжением стабилизации;
  • при увеличении напряжения с обмоток статора до 25 – 30 В стабилитрон начинает пропускать избыточное напряжение, но уже в обратном направлении;
  • на выводе «+» клеммы генератора при этом сохраняется корректное значение тока для бортовой сети и подзарядки АКБ.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

При диагностике выпрямителя проверка диодного моста генератора мультиметром осуществляется косвенным способом:

  • нормальный диод должен иметь «бесконечное» сопротивление в одну сторону, 500 – 700 Ом в противоположном направлении;
  • если при перемещении щупов тестера показания омметра не изменились, на индикаторе высвечивается 0 или бесконечность, диод пробит, требуется его замена.

Более подробно проверка описана в следующих пунктах данного руководства.

Дополнительное плечо выпрямителя

Для фазных напряжений характерно отклонение графика напряжения от синусоиды. Поэтому схема генератора с дополнительным плечом выпрямителя возможна только при соединении статорных обмоток «звездой»:

  • форма фазных напряжений в этом случае отличается от синусоиды на величину гармоники;
  • эта характеристика (гармоника третьей фазы) имеется только в фазном напряжении, отсутствует в напряжении линейном;
  • мощность гармоники можно использовать в качестве дополнительного плеча, добавив диоды в 0 точке фазных обмоток статора.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работаРис. 9 Схема с дополнительным плечом выпрямителя

Величина плеча составляет 5 – 15% от мощности генератора, но возникает оно только на оборотах более 3000 об/мин. Долговечность выпрямителя зависит так же от работоспособности регулятора напряжения. Зато ремонт доступен владельцу машины после разборки генератора.

Неисправности выпрямителя

Поскольку узел выпрямителя генератора состоит из нескольких полупроводниковых приборов, в 90% случаев защищен крышкой, для диагностики понадобятся электроприборы и частичная разборка генератора. Однако в некоторых случаях признаки неисправности диодного моста водитель может услышать:

  • при появлении пульсаций (в бортовую сеть подается переменное напряжение вместо постоянного) электродвигатели некоторых потребителей могут воспроизводить звуки по аналогии с динамиком;
  • чаще всего «пищит» привод стеклоподъемников и печки, причем тональность изменяется при изменении оборотов этих приборов, а не частоты вращения коленвала.

Во всех остальных случаях неисправности генератора автомобиля в узле выпрямителя диагностируются исключительно приборами. Для этого потребуется схема подключения диодного моста в конкретной модификации генератора, так как симптомы нарушения механической части полностью аналогичны поломке электрических деталей.

Диагностика поломок

Узел выпрямителя собирается по различным технологиям – часть деталей крепится механическим способом, мелкие диоды впаиваются в схему, крупногабаритные обычно запрессовываются. Поэтому потребоваться ремонт выпрямителя может, не только при выходе из строя полупроводниковых элементов, но и при некорректной их установке на «подкове» теплоотводящей пластины.

Перед тем, как прозвонить схему или отдельный полупроводник, следует визуально осмотреть конструкцию. Даже в отсутствие тестера, омметра, вольтметра можно использовать лампочку и специальную схему подключения АКБ, чтобы понять, неисправен диод или работает корректно.

Методика диагностики выглядит следующим образом:

  • с генератора снимается задняя крышка для обеспечения доступа к диодам;
  • на пластину подается проводом «–» от АКБ, она прижимается к корпусу на генераторе, один провод лампы касается к диоду в месте присоединения статорной обмотки, второй – к «+» аккумулятора, при пробое лампочка загорится;
  • тестер выставляется в режим омметра на 1 кОм, если поменять местами щупы мультиметра, показания должны измениться с 0 на 400 – 800 Ом в разных направлениях.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работаРис. 10 Диагностика выпрямителя лампой
Рис. 11 Диагностика мультиметром

В большинстве случаев горит диодный мост при проникновении влаги.

Ремонт и замена диодного моста

Поскольку устройство выпрямителя простое, а стоимость узла целиком невысокая, выбор ремонта или замены диодов зависит преимущественно от наличия свободного времени у автолюбителя:

  • снимать узел выпрямителя придется в любом случае;
  • замена генератора своими руками обойдется немного дороже, зато осуществляется быстрее;
  • выбивание и запрессовка новых диодов дольше по времени, но дешевле материально;
  • если влага попадает на узел выпрямителя регулярно, проще снять диодный мост и вынести его в отдельный узел под капотом, защитив самодельным корпусом, так как исправная бортовая сеть стоит потраченного времени.

Основной ошибкой при замене «подковы» выпрямителя генератора является замыкание двух пластин болтом. Этот крепежный элемент переставляется со старого диодного мостика, а изолятор остается в квадратном посадочном отверстии. Его необходимо извлечь и перенести на новое место эксплуатации перед тем, как заменить диодный мост.

Читайте также:  Зачем нужна медицинская справка водителя?

Рис. 12 Изолятор под болтом нужно перенести на посадочное место

На трех винтах крепления обмоток статора имеются диэлектрические прокладки (гетинакс или текстолит). Четвертый винт без подобной шайбы крепится в специально предназначенное для него отверстие, поэтому лучше запомнить его расположение перед тем, как снять.

Рис. 13 Один винт устанавливается без диэлектрической шайбы

При покупке диодов «с рук» на рынке или после установки комплекта полупроводниковых приборов из собственных запасов может быть выявлена их неисправность:

  • в холодном состоянии диод «прозванивается» нормально (сопротивление 500 – 700 Ом в одну сторону, бесконечность в противоположном направлении);
  • после запуска ДВС при нагревании мостика диод «пробивается», не отсекает отрицательное значение напряжения.

Поэтому перед тем, как проверить диодный мост генератора мультиметром, лучше производить в нагретом до 50 – 80 градусов состоянии.

Вынос диодного мостика генератора

Частый ремонт узла выпрямителя неизбежен при экстремальной эксплуатации внедорожника – преодоление рек, «грязевые ванны» авто на рыбалке и охоте. Поэтому данная категория автовладельцев решает проблему кардинально, вынося выпрямитель заодно с реле регулятором напряжения в отдельный узел, повыше под капотом.

Например, на нижнем фото показан диодный мост автомобильного генератора внутри корпуса фильтра воздушного.

Рис. 14 Выносной диодный мост в корпусе фильтра

Основными нюансами тюнинга в данном случае являются:

  • корпус фильтра предохраняет электронику от влаги;
  • полностью решена проблема охлаждения;
  • повышена ремонтопригодность узла, не нужно разбирать генератор;
  • усилены клеммы, использован провод большего сечения;
  • термоусадочный материал не подвергался высокотемпературной обработке, поэтому жгут внутри него сохранил мягкость;
  • использован мост на 8 диодах 90 А.

При необходимости выносной узел можно смонтировать внутри салона, например, за пассажирским сиденьем.

Таким образом, выпрямитель генератора влияет на работоспособность АКБ и потребителей бортовой системы. При возникновении посторонних звуков из электродвигателей приборов, загоревшейся лампы зарядки аккумулятора необходимо произвести диагностику каждого реле мостика, отремонтировать или заменить узел выпрямителя полностью.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Диодный мост — характеристики, устройство, как проверить мост генератора

Ранее генераторы, установленные в автомобилях, работали исключительно на переменном токе. Постепенно компании, занимающиеся выпуском приборов, решили модернизировать их.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Поскольку оказалось, что такие генераторы не обладают необходимой мощностью и являются устаревшими моделями. Именно по этой причине и возникла необходимость как-то преобразовать переменный ток.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

С этой целью начали использовать обычные диодные мосты. Именно о них мы сейчас поговорим более подробно.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Диодный мост генератора: определение и характеристики

Сразу следует упомянуть о том, что для преобразования необходимо оборудовать генераторы специальными реле-регуляторами. Именно они и будут в дальнейшем отвечать за процесс преобразования.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Но установкой исключительно таких регуляторов обойтись не получится. Они только помогают установить нужную величину тока. А вот для того, чтобы ток имел постоянную полярность нужно использовать диодные мосты.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Обмотки вырабатывают сразу три фазы тока. Это нужно учитывать, поскольку каждая из данных фаз отличается определенными волнами. Некоторые из них заряжены положительно, а другие – отрицательно.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Важно! Диоды обладают способностью пропускать ток только в каком-то одном направлении.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Устройство

Выпрямительный блок состоит из пластин. Они выполняют важную функцию, поскольку выводят тепло. Эти пластины объединяются в целостную конструкцию. В качестве соединения используются не только специальные изоляционные втулки, но и заклепки.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работаДиодный мост генератора автомобиля, устройство, работаДиодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Плюсовой принято называть пластину, которая соединяется с «плюсом». Она оборудована тремя контактами.

В каждой пластине есть диоды. Они соединяются попарно. Ведь нужно, чтобы в паре находилось два положительных или два отрицательных диода.

Также конструкция предполагает использование и дополнительных диодов, которые рассчитаны на 2А. Правилами техники безопасности положено устанавливать их только на пластмассовую основу. Очень важно об этой особенности установки не забывать.

Все диоды, как дополнительные, так и основные, объединены в шину. Такие шины оборудованы не только штекерным выводом, но и выводом на регулятор напряжения. Это одна из основных особенностей устройства данного прибора.

Конечно, нужно учитывать тот факт, что устройство генератора может иметь незначительные отличия от описания, представленного выше. Подобное объясняется очень просто.

Дело в том, что в настоящее время множество компаний занимаются выпуском генераторов. И поэтому определенные отличия могут встречаться. Но они не носят критического характера. Следовательно, достаточно разобраться в том, какое устройство является общим для большинства популярных моделей.

Схема

Иногда случается так, что у владельца авто возникает необходимость отыскать схему генератора. Например, когда нужно самостоятельно произвести ремонтные работы, не прибегая к помощи профессионалов.

  • В таком случае нужно обязательно перед началом работы ознакомиться со схемой, чтобы не допустить ошибок и не повредить конструкцию.

Ведь диодные мосты могут располагаться в разных частях генератора. Это немаловажная особенность.

Самыми распространенными являются схемы генераторов с возбуждением типа L. Поскольку именно такие генераторы использовались для производства моделей ВАЗ 90-х годов.

Генераторы, которые оснащены регуляторами напряжения типа S и L, использовались при производстве такой марки автомобилей как Mitsubishi. Более того, их аналоги, произведенные в Корее, тоже оснащены подобной конструкцией.

Напряжение

Когда из строя выходит генератор, многие автолюбители начинают откровенно паниковать. Поскольку они попросту не могут определить, в чем именно причина его выхода из строя.

И поэтому они грешат именно на диодный мост. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что такая поломка действительно является одной из наиболее распространенных.

Но данную догадку обязательно нужно подтвердить, чтобы провести устранение неполадок. И сделать это можно очень просто. Нужно определить напряжение на выходе генератора.

Если диод нормально работает, то напряжение на выходе обязательно будет больше 13,5 вольт. В том случае, если напряжение критически низкое и не соответствует установленным нормам, все же имеет смысл прозвонить генератор.

Принцип работы диодного моста генератора

Чтобы самостоятельно исправить те сбои, которые могут возникнуть в работе прибора, нужно все-таки разбираться в определенных тонкостях. Например, нужно знать принцип работы диодного моста.

Кто-то может думать, что он достаточно сложный и разобраться с этим будет непросто. Но в действительности он до смешного прост, поскольку основывается на основном свойстве диодов.

Выше в статье уже упоминалось о том, что диоды обладают способностью пропускать через себя ток. Но пропускают они его не в двух, а лишь в одном направлении.

Именно благодаря такой особенности диодов ток, который попадает в мост через обмотки статора, всегда протекает в одном направлении. И поэтому он преобразовывается в постоянный.

Виды диодных мостов

Современные генераторы могут быть оснащены мостами, которые функционируют на нескольких диодах. Нужно понимать, какие между ними существуют различия. Ведь от этого зависят важные характеристики автомобиля.

Шестидиодный

Такой мост более популярен и чаще используется. Высокий уровень популярности такого диодного моста легко объяснить.

Его можно использовать для обмоток как в виде треугольника, так и в виде звезды. Поэтому многие ведущие компании-производители отдают ему предпочтение.

Восьмидиодный

Если обмотка статора была выполнена звездой, то можно использовать только такой диодный мост. Преимуществом является то, что такие мосты являются намного более мощными.

Как проверить диодный мост генератора

Для выявления сбоев в работе генератора нужно проводить регулярную профилактику. Проще всего проверить генератор с помощью обычного мультиметра:

  1. Перед тем как начать диагностику нужно обязательно очистить генератор от скоплений грязи.
  2. Далее следует снять специальный защитный кожух.
  3. После этого нужно произвести отключение всех выводов регуляторов.
  4. Подключив прибор, нужно дождаться, пока на его дисплей будут выведены все необходимые данные.

Важно! Маркировка диодов отличается. Те, которые являются положительными, будут окрашены в красный цвет. Черные же – это отрицательные диоды.

  1. Если по какой-либо причине полученные данные отличаются от установленных нормативов, необходимо задуматься о скором обращении в специализированный сервис или к опытному мастеру.
Читайте также:  Стапель для кузовного ремонта

Ни в коем случае нельзя и дальше использовать генератор, в работе которого наблюдаются сбои!

Помните, что только своевременная диагностика поможет на ранней стадии выявить проблему и «спасти» генератор. Поэтому нельзя от нее отказываться.

Фото диодного моста

Диодный мост генератора: схема, принцип работы, особенности

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

«Автомобильные генераторы бывают двух видов: постоянного и переменного тока», — такую фразу можно прочитать в академических изданиях. В реальности автомобиль с генератором постоянного тока сегодня можно встретить разве что на выставке ретро-техники.

С 60-х годов прошлого века в автомобили устанавливают генераторы переменного тока. Узел выпрямления нужен, чтобы преобразовывать переменный ток в постоянный для питания автомобильных электроприборов. Зачем нужно было так заморачиваться и какие весомые преимущества есть у генераторов переменного тока — тема для отдельной статьи.

Что такое диодный мост и как он работает

Автомобильный генератор вырабатывает трехфазный переменный по величине и знаку ток (напряжение). Чтобы получить постоянную величину тока, в генераторах используют реле-регуляторы.

А чтобы получить ток, постоянный по полярности (+/-), используют диодные мосты, которые подключаются к обмоткам статора и преобразуют переменный ток в постоянный.

Т.е. диодный мост — это узел из выпрямительных полупроводниковых диодов, который выпрямляет переменный ток, вырабатываемый генератором.

Обмотка генератора вырабатывает три фазы тока, каждая из которых имеет форму синусоиды (волны). Часть полуволн заряжена положительно, вторая часть — отрицательно.

Полупроводниковые диоды имеют свойства пропускать ток только в одном направлении. Например, открываются на положительных полупериодах и закрываются на отрицательных.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Движение тока в генераторе

Как это работает в диодном мосте:

  • переменный ток из обмоток периодически меняет направление движения в цепи;
  • диоды пропускают его только в одном направлении;
  • чтобы не было скачков, на каждую фазу устанавливается по два диода (силовое плечо), работающих в разных направлениях.

Поэтому в стандартной, «базовой» комплектации диодного моста всегда не меньше 6 диодов (по два на каждую фазу). И независимо от полярности тока в обмотках генератора на выходе всегда будет плюс, необходимый для работы электроприборов.

С диодного моста ток поступает в аккумулятор, а оттуда ко всем электроприборам.

Принципиальная конструкция и особенности диодного моста

Диодный мост представляет собой две алюминиевые пластины (плюсовая и минусовая), соединенные изоляционными втулками. На пластинах расположены разъемы для проводов, подключающихся к обмоткам статора и регулятору напряжения.

В каждую пластину запрессованы по три или четыре крупногабаритных диода — это силовой мост.

Чтобы генератор работал более стабильно и эффективно, к 6 (8) основным диодам, которые “выпрямляют” ток,  можно подключить 3 дополнительных слаботочных — они подают питание на реле-регулятор и обмотку возбуждения.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Схема диодного моста генератора

Виды диодных мостов

На современных автомобилях используют диодные мосты на 6 или 8 диодов.

Шестидиодный мост используют в генераторах с любым способом подключения обмоток статора — треугольником или звездой.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Подключение обмотки к диодному мосту треугольником

Восьмидиодные мосты используются только при обмотке статора звездой, т.к. дополнительное силовое плечо здесь подключено к нулевой точке статора.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

  • Подключение обмотки к диодному мосту звездой
  • Это более мощные мосты: дополнительное силовое плечо повышает мощность генератора на 5-15%, зависит от оборотов двигателя.
  • И шести-, и восьмидиодные мосты могут быть:
  • только с выпрямительными диодами. Здесь обмотка возбуждения питается от напряжения, которое снято с силовых выпрямителей;
  • с 3-мя дополнительными диодами (9-ти или 11-ти диодные мосты). В этом случае питание регулятора и обмотки идет с вспомогательных диодов.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Схема на 8 диодов

Кроме того, диодные мосты отличаются по конструкции, способу крепления диодов, бывают разборными и неразборными. В диодных мостах используются полупроводниковые выпрямители, лавинные диоды или диоды Шоттки.

Как проверить и отремонтировать диодный мост

Неисправный генератор заявляет о себе недвусмысленно:

  • Полностью заряженный с вечера аккумулятор на утро разрядился. Если его зарядить снова и завести двигатель, он разрядится через несколько минут.
  • Генератор воет во время движения. ТОнальность воя меняется в зависимости от оборотов.
  • Электроприборы сбоят.

Чтобы убедиться, что неисправен именно диодный мост, измерьте напряжение на выходе генератора — оно должно быть больше 13,5В и прозвоните генератор: если проблема в диодном мосте, “плюс” будет звенеть вместе с обмоткой.

Чтобы окончательно подтвердить предположения, езжайте на хорошее СТО — там мастера работают со спецоборудованием, которое позволяет найти обрывы, пробои, определить тип диодов, обнаружить их деградацию, напряжение обратного пробоя в лавинных диодах.  Такая подробная диагностика позволяет мастеру понять, какой диод нужен на замену, обнаружить деградирующие диоды и качественно отремонтировать генератор.

Если диодный мост разборной, специалисты заменят диоды, пришедшие в негодность. Если нет, придется полностью менять весь блок.

Ремонт и обслуживание генераторов

Записаться на СТО

Диодный мост — Принцип работы, обозначение, виды

Принцип работы диодного моста

Диод в цепи переменного напряжения

Итак, в статье про диод мы рассматривал, что будет на выходе диода, если подать на него переменный ток. Для этого мы даже собирали вот такую схему, где G — это синусоидальный генератор. С клемм X1 и X2 уже снимали сигнал.

  • Мы на диод подавали переменное напряжение.
  • А на выходе после диода получали уже вот такой сигнал.
  • То есть у нас получилось вот так.
  • Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Да, мы получили постоянный ток из переменного, но стоило ли это того? В этом случае у нас получился постоянный пульсирующий ток, где половина мощности сигнала была вообще вырезана.

Как работает диодный мост в теории

Как вы знаете, переменный ток меняет свое направление несколько раз в секунду. Поэтому, его можно разбить на положительные полуволны и отрицательные полуволны. Положительные полуволны я пометил красным, а отрицательные — синим.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

Для того, чтобы диодный мост работал, ему нужна какая-либо нагрузка. Пусть это будет резистор. Следовательно, когда на диодный мост приходит положительная полуволна, протекание тока через него будет выглядеть вот так.

  1. Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа
  2. Как вы видите, при положительной полуволне не задействованы диоды, которые я показал штриховой линией.
  3. После положительной полуволны приходит отрицательная полуволна, и в этом случае протекание тока в диодном мосте выглядит так.
  4. Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа

В этом случае, диоды, которые работали при положительной полуволне, при отрицательной полуволне они отдыхают). Эстафету принимает на себя другая пара диодов. Можно даже сказать, что в диодном мосте они работают попарно. Одна пара диодов работает на положительную полуволну, а другая пара — на отрицательную.

Обратите внимание на нагрузку. На нее всегда приходит одна и та же полярность тока при любом стечении обстоятельств.

Работа диодного моста на практике

Давайте и мы посмотрим, что получается на выходе диодного моста, если подать на него переменное напряжение. Для этого возьмем 4 простых кремниевых диода и соединим их в диодный мост. Важно, чтобы диоды были одной марки.

  • Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа
  • На вход диодного моста будем подавать переменное напряжение, и посмотрим, что у нас получается на выходе.
  • Диодный мост генератора автомобиля, устройство, работа
  • Итак, на вход я подаю вот такой сигнал.
  • На выходе получаю постоянное пульсирующее напряжение.

Здесь мы видим, что отрицательная полуволна в диодном мосте не срезается, а превращается в положительную. Мощность сигнала при этом не теряется, так как отрицательная полуволна просто инвертируется в положительную полуволну. Ну разве не чудо?

Наблюдательный читатель также может заметить, что амплитуда сигнала чуть-чуть просела. Если мы на вход подавали синусоидальный сигнал с амплитудой в 6 Вольт, то на выходе диодного моста имеем чуть меньше 6 Вольт, а точнее где-то 4,8 Вольта.

Читайте также:  Регулировка редуктора заднего моста ваз

Почему так произошло? Дело все в том, что на кремниевом диоде падает напряжение 0,6-0,7 Вольт. Так как переменное напряжение проходит через 2 диода при каждой полуволне, то на каждом диоде падает по 0,6 Вольт. 2×0,6=1,2 Вольта. 6-1,2=4,8 Вольта.

Теперь можно с гордостью нарисовать рисунок.

Виды диодных мостов

  1. Примерно так выглядит импортный и советский диодные мосты.
  2. Например, на советском показаны контакты, на которые надо подавать переменное напряжение значком » ~ «, а контакты, с которых сниамем постоянное пульсирующее напряжение значком «+» и «-«.

  3. Существует множество видов диодных мостов в разных корпусах.
  4. Есть даже диодный мост для трехфазного напряжения.

Как вы могли заметить, такой трехфазный выпрямитель имеет пять выводов.

Три вывода на фазы, а два другие — на постоянное напряжение.

  • Он собирается по так называемой схеме Ларионова и состоит из 6 диодов.
  • В основном трехфазные мосты используются в силовой электронике.

Характеристики диодного моста

Как мы уже с вами разобрали, в электронике встречаются диодные мосты в разных корпусах и имеют разные габариты.

Почему так? Дело в том, что каждый диодный мост обладает какими-то своими характеристиками, о которых мы и поговорим в этой главе.

Чтобы далеко не ходить, давайте рассмотрим диодный мост GBU6K и рассмотрим на его примере, как читать характеристики.

Для того, чтобы понять, что это за фрукт и с чем его едят, надо скачать на него техническое описание (даташит). Вот ссылка на этот диодный мост. Ниже рассмотрим основные характеристики диодного моста, которых будет достаточно для рядового электронщика.

Распиновка и корпус

Итак, на главной странице мы видим распиновку выводов. Распиновка — это какие выводы за что отвечают и как правильно их соединять с внешней цепью.

Как вы видите, на средний выводы подаем переменное напряжение, а с крайних выводов снимаем постоянное напряжение. Также на рисунке показано, как соединяются диоды в этом диодном мосте. Нам эта информация еще очень пригодится.

Чуть ниже мы видим вот такую табличку, которая показывает нам самые главные первичные характеристики.

Package — тип корпуса. Корпуса GBU выглядят вот так.

Максимальный ток

Итак, с этим разобрались. Далее следующий параметр. IF(AV) — максимальный ток, который может «протащить» через себя этот диодный мост. В даташите есть таблички и графики, какие условия должны соблюдаться, чтобы мост смог протащить через себя этот ток без вреда для своего здоровья.

Поэтому, диодные мосты в больших металлических корпусах способны «протащить» через себя очень большую силу тока. Если же маленький диодный мост вставить в какой-нибудь мощный блок питания, то скорее всего он просто-напросто сгорит.

В промышленности в силовой электронике стараются использовать диодные моста большой мощности, например, вот такой диодный мост может «протащить» через себя силу тока в 50 Ампер.

Максимальное пиковое обратное напряжение

Грубо говоря, это обратное напряжение диода. Если его превысить, то произойдет пробой и диоду, а следовательно и диодному мосту, придет «кирдык». Этому параметру также следует уделять внимание, когда вы будете выпрямлять сетевое напряжение.

Если вы будете подавать на диодный мост 220 Вольт, то его пиковое значение будет составлять 310 Вольт (220 × √2). Так как у меня диодный мост GBU6K, то надо смотреть табличку ниже. Как вы видите, пиковое обратное напряжение диодов составляет 800 Вольт.

Значит, такой диодный мост вполне подойдет для выпрямления сетевого напряжения.

Как проверить диодный мост

1-ый способ.

Как вы теперь знаете, однофазный диодный мост состоит из 4 диодов. Для того, чтобы узнать их расположение, мы должны скачать даташит на данный диод и посмотреть, как расположены диоды в данном диодном мосте. Например, для моего моста GBU6K диоды расположены вот так.

То есть все, что мне надо сделать — это просто прозвонить каждый диод с помощью мультиметра. Как это сделать, я писал еще в этой статье.

Второй способ.

Он же 100%. Но для этого потребуется осциллограф, ЛАТР или понижающий трансформатор, а также резистор, желательно 5-10 КОм. После того, как мы нашли его расположение выводов, на «+» и «-»  припаиваем резистор 5-10 КОм. С этих же выводов снимаем осциллограмму.

  1. То есть все должно выглядеть вот так.
  2. Смотрим осциллограмму
  3. Значит, диодный мост исправен.

Диодный мост генератора

Диодный мост генератора в автомобилях выпрямляет переменное напряжение, которое поступает от обмоток статора генератора. То есть грубо говоря, без диодного моста получается трехфазный мини-генератор.

Диодный мост генератора ВАЗ 2110

  • В этой статье будем рассматривать диодный мост от генератора ВАЗ 2110.
  • Он сделан по схеме Ларионова с некоторым дополнением в виде 3 дополнительных диодов.

Как проверить диодный мост генератора

Для проверки диодного моста генератора есть два способа.

Проверка с помощью лампы накаливания

Этот способ считается самым простым, и все его могут применить, так как под рукой всегда найдется аккумулятор и лампа на 12 В. Иначе откуда у вас автомобильный генератор?)

Предварительно лучше запаять или прикрепить к лампе два провода, чтобы было проще производить проверку. Итак, собираем наш прибор для проверки диодного моста генератора из лампы и аккумулятора вот по такой схеме.

Далее, все что нам надо сделать — это просто проверить каждый диод. Итак, вспоминаем, что диод в одном направлении проводит электрический ток, а в другом нет. Получается, нам надо в каждый диод «тыкнуться» два раза, чтобы узнать исправен ли он. Так мы и сделаем.

Вместо аккумулятора у меня будет лабораторный блок питания на 12 Вольт, что в принципе не играет никакой роли. Мой «прибор» для проверки диодов выглядит вот так.

Красные крокодил — это плюс от аккумулятора, в моем случае — от блока питания, а черный — это минус.

Поехали! У нас имеется 9 диодов. Начнем, пожалуй, с больших диодов-таблеток, которые вмонтированы в металлические пластины. Цепляюсь одним выводом-крокодилом к пластине, на которой вмонтирован один конец диода

а другим выводом, который идет от лампы накаливания касаюсь другого вывода диода и вуаля! Лампа зажглась!

  1. Теперь надо обязательно поменять выводы наших проводов с самопального прибора местами и снова повторить это действие.

Как вы видите, наша лампа не горит, и это замечательно! Потому что мы сейчас только что убедились в том, что наш диод абсолютно здоров и готов выполнять свою задачу на 100%.

  • Таким же образом проверяем все диоды таблетки.
  • Маленькие черные диоды проверяются точь-в-точь таким же способом.
  • Меняем выводы и убеждаемся, что диод рабочий.
  • Правила:
  • 1) Если лампочка не горит ни так ни сяк, значит диод неисправен.
  • 2) Если лампочка горит и так и сяк, значит диод тоже неисправен.
  • 3) Если лампочка горит, а при смене щупов не горит, значит диод исправен.

Проверка с помощью мультиметра

Не у всех есть такой замечательный прибор, как мультиметр, но он должен быть у каждого уважающего себя электрика и электронщика.

В каждом хорошем мультиметре есть функция прозвонки диодов. Как я уже говорил, наш автомобильный диодный мост будет исправен, если все его диоды будут исправны.

Берем в руки мультиметр и ставим его в режим прозвонки диодов.

И начинаем проверять все диоды друг за другом на исправность. В одном направлении диод должен показать значение от 0,4 и до 0,7 Вольт. В нашем случае 0,552 Вольта, что вполне приемлемо.

Далее меняем щупы местами и видим, что мультиметр показывает нам OL, что говорит нам о том, что превышен предел измерения. Значит, диод жив и здоров).

  1. Таким же образом проверяем все оставшиеся диоды.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector