Как защитить литые диски зимой?

131. Уход за зимними колесными дисками — Ceramic Pro Wheel&Caliper — бортжурнал Saab 9-3 Aero Вектор 2007 года на DRIVE2

Откатав зиму 2016-2017 на свежеокрашенных дисках и отмывая их в прошлом году по весне от различных загрязнений, я задумался о том, чтобы в будущем минимизировать трудозатраты и вообще защитить их лак и краску, пока это не стало так поздно еще. Об уходе за летними колесными дисками я уже рассказывал ранее.

Как правило автовладельцы если и задумываются о защите, то лишь кузова автомобиля, иногда стеклах.

В частности, я уже несколько лет использую антидождь Aquapel, а перед каждой зимой покрываю кузов защитным кварцевым составом, во время моек подпитывая его горячим воском.

Обратите внимание

А вот дискам внимания обычно не перепадает вообще, либо по минимуму. Однако именно зимой колесам особенно сильно достается, когда на их долю приходится самый неблагоприятный участок эксплуатации:

— агрессивная среда реагентов,— песок и грязь,— снег, шуга и лед,— опыл раскаленного металла дисков и состава колодок при езде,

— резкие перепады температур.

А ведь колесные диски являются важной частью в дизайне автомобиля в целом. И они так же требуют защиты от всех этих вредных факторов. Особенно, если они новые или как в моем случае обновленные.

Наибольшую проблему представляют собой оксидные загрязнения — это продукт трения и распада смеси тормозных колодок (феродо) о тормозные диски.

Данная безасбестовой стружка при сильном нагреве во время торможения попадает на краску диска и отлично вжигается в нее, образовывая трудно выводимые налеты и со временем даже целые наросты.

Так же эти частички феродо оседают на асфальт, смешиваются с пылью и следом попадают уже и на кузов автомобиля. При дожде или снеге химический процесс усиливается, так как получившаяся смесь активно окисляется и прочно закрепляется на лакокрасочном покрытии автомобиля. Отмыть это бывает порой крайне проблематично.

Вот так примерно выглядят типичные диски автомобиля по окончании зимнего сезона (прекрасно видна граница, куда смогла дотянуться рука мойщика):

Полный размер

Да, отдельно их специально не очищали. Но при этом заметно, что даже вручную губкой отмыть грязь и опыл невозможно — они все равно остаются в большом объеме на диске. Что уж говорить про бесконтактную мойку

Конечно, можно было бы попробовать специальной химией помыть их дополнительно, и результат был бы гораздо приятнее. Но по опыту скажу, все равно несколько далеким от идеала (пример можно глянуть вот тут на первых фото).

Важно

Ну и в любом случае это затрачивание лишних ресурсов, а сильная химия в некоторых случаях может сыграть и плохую службу.

Так, при использовании кислотных составов происходит зашелушивание краски и образуется окись диска, а потом может проступить уже и сама ржавчина.

С учетом агрессивной среды, которой подвержены колесные диски, на рынке долгое время просто не существовало эффективной и долгоиграющей защиты их ЛКП.

Основными популярными средствами были составы Poorboy's Wheel Sealant и Chemical Guys Wheel Guard Rim & Wheel Sealant.

Однако их эффект выдерживал в среднем лишь ограниченное количество моек и обычно его хватало от силы на сезон (3-4 месяца максимум).

Но относительно недавно появились предложения из категории керамических молекулярных соединений (нанокерамики или жидкого стекла). Эти средства позиционируются как защитные составы длительного действия. Общая их черта — это продукты на базе диоксида кремния SiO2. Долговременность действия во многом определяется соблюдением технологии нанесения и требований к последующей выдержке.

Мой выбор пал на специально разработанный состав для дисков от компании Nanoshine LTD под брендом Ceramic Pro Wheel&Caliper:

Ceramic Pro Wheel&Caliper

Фирма Nanoshine давно вызывает у меня доверие и интерес, и она бесспорно является одним из уверенных лидеров на рынке в сфере предложений продуктов по детейлингу автомобиля.

Ceramic Pro Wheel&Caliper — это защитное покрытие для колесных дисков и суппортов, которое является, пожалуй, лучшим инструментом в выборе защиты дисков.

Совет

Оно обеспечивает супергидрофобный эффект, придавая поверхности свойства анти-граффити и облегчая очищение поверхности; увеличивает химическую стойкость к воздействию коррозии и ультрафиолета, противостоя действию агрессивной среды и защищая от металлического напыла и реагентов; повышает защиту от механического воздействия, обновляет и насыщает цвет, обеспечивая эффект «высокого глянца», а так же гарантирует стойкость к высоким температурам (до 850 °С):

За нанесением данного состава на свои диски я обратился в центр профессионального детейлинга — студию Premium Technologies Moscow (PTM Studio), которая существует на рынке около 7 лет и предлагает качественные услуги на высоком уровне.

Это было уже не первое мое обращение к ребятам данной фирмы, но об этом расскажу позже. Сооснователь и руководитель центра Ивашевич Денис D-i-s-s-a является детейлером по состоянию души, а так же обожает автомобили, выдержанные временем.

В том числе, конечно, и SAAB.

И скажу больше, в его команде профессионалов трудится и один из наших саабратов — Игорь Garia, что особенно приятно =) Об основании фирмы и первых шагах PTM Studio можно почитать в блоге Дениса на этой страничке, изначально она называлась Polish-Technik-Mayer Studio.

Полный размер

Ознакамливаясь с информацией на сайте PTM Studio особенно приятно было увидеть в одной из статей у них фото автомобиля любимой марки =)

Ceramic Pro Wheel&Caliper используется для обработки не только колесных дисков, но и суппортов, выхлопных систем а также днища автомобиля. Защитный состав можно нанести или на фасадную часть дисков лишь (защита), или дополнительно и на внутреннюю сторону (консервация). Я выбрал второй вариант, при этом средство наносится в два слоя.

Процесс делится на две части. В первой части происходит подготовка и очищение поверхности дисков от напыла колодок, желтого налета, битумных пятен и различных окислений. Для этого используется трехфазная мойка. После данного этапа наступает самая главная часть — непосредственно нанесение защиты и тем самым возврат первозданного вида дисков.

Предварительно поверхность обезжиривается, а после при помощи миниджета наносится само средство спрей методом. Это позволяет покрыть все труднодоступные зоны даже на самых геометрически сложных дисках. В результате получается достаточной толстый слой продукта на поверхности:

Полный размер

Нанесение Ceramic Pro на внутреннюю часть диска…

Затем диски оставляют для полимериизации состава (запекания) под инфракрасной сушкой. Это продлевает срок службы защитного состава в сравнении с самостоятельной полимеризацией на воздухе, чтобы работа нанокерамики была максимально эффективной. Нагревание при помощи ИК ламп является рекомендацией, но не обязательным условием.

Полный размер

Готовый результат. Диски выглядят так, словно их только что достали новыми из коробки!

Полный размер

Как можно заметить, глубина цвета действительно стала более насыщенной

На видео выше было показано, как Ceramic Pro помогает бороться с различными загрязнениями, не прибегая к особым усилиям. Теперь покажу это на личном примере:

Полный размер

Так диски выглядят на мойке во время эксплуатации. Обратите внимание на углы диска и видимую внутреннюю часть

Полный размер

Обратите внимание

А это уже после. Никакой грязи, пыли и окислов нет в помине! Даже внутри диска, обычная бесконтактная мойка

А вот их состояние на сегодняшний момент перед тем, как убрать на хранение. диски прошли опять же лишь однофазную мойку с применением обычного шампуня. Просто в этот раз их дополнительно ополоснули и с внутренней стороны. Никакой специальной щелочной или кислотной химии не применялось!

Полный размер

Выводы красноречивы

Напомню, диски находятся в эксплуатации уже 2 сезона после окраса (один из них даже 3), причем используются исключительно зимой. Никаких дополнительных обработок и особых чисток не проходят, самые простые общедоступные мойки. На видео ниже будет наглядно видно их состояние, оно по-прежнему в идеале:

По результатам нанесения Ceramic Pro Wheel&Caliper подтверждаю гораздо более легкий уход за дисками — отмывается все намного легче, даже напором воды. Тормозная пыль и грязь липнут ощутимо меньше, но нельзя, конечно, сказать, что ее вообще нет.

Просто она не въедается в поверхность, не контактируя на молекулярном уровне со структурой ЛКП диска. Так же грязь не прикипает в углах, что позволяет использовать обычный бесконтактный шампунь совместно с АВД вместо термосиланта.

Получилась действительно мощная защита и высокая стойкость состава во времени — проверил на себе! В-общем, ничуть не жалею и не сомневаюсь в сделанном выборе. Затраты и результат оправдали себя.

Полный размер

Перед отправкой комплекта колес на хранение смазывание резьбы ниппеля обязательна! Во избежание корродирования и предупреждения проблем с откручиванием защитного колпачка

По ценам:— мойка и химчистка колесных дисков 1000 рублей,— Ceramic Pro Wheel&Caliper (2 слоя) 8000 рублей,— 10% скидка на оплату услуг.

Затраченное время — 6 часов.

Регулярный уход за колесами поможет Вам сберечь их внешний вид на долгое время. Получайте от Ваших автомобилей максимальные эмоции. Ухаживайте за ними!

Источник: https://www.drive2.ru/l/500633208845500614/

Как защитить литые диски зимой?

Задача легкосплавных дисков включает придание транспортному средству привлекательного внешнего вида. Чтобы сделать это, они должны быть чистыми и блестящими. Но этого трудно достичь, так как диски постоянно подвергаются воздействию неблагоприятных факторов. Как эффективно подготовить литые диски на зиму?

В зимнее время, литые диски особенно уязвимы для всех видов загрязняющих веществ – пыль от тормозных колодок, расчеты с конфликтующими шинами, песком, смолой или солью, поэтому важно более частая чистка или даже промывка. Любые химические вещества, которые используются для строительства дорог, имеют сильно деградирующее влияние на литые диски. С чего начать, чтобы подготовить литые диски для зимы?

Металлы могут вести себя по-разному, в зависимости от того, как вы с ними обращаетесь. Скажем, специалисты компании https://dipchel.ru/store/”>https://dipchel.ru/store/ знают все о композитных изделиях, так как ООО «Дипчел» является официальным представителем ХК Композит в Приволжском федеральном округе.

Во-первых, очистка

Из-за различных примесей литые диски необходимо чистить часто. Тем не менее, проверьте, чтобы диски были полностью холодным, так как горячие диски под влиянием внезапного охлаждения могут быть деформированы.

В следствие, вы получите проблемы с торможением. Кроме того, вода очень быстро высыхает при высокой температуре, так что моющие средства могут оставлять неприглядные пятна на поверхности.

Во избежание повреждения краски и прозрачного покрытия на дисках, их необходимо очищать после охлаждения.

Для мытья алюминиевых дисков не рекомендуется использовать аппараты высокого давления, так как высокое давление воды может привести к зазубринам или шелушению слоя краски.

Если вы решили использовать аппарат высокого давления, держите дистанцию, в среднем около 10 сантиметров. Щетки и другие чистящие материалы также не является хорошим решением, потому что они могут содрать краску.

Лучшими являются губки или мягкая ткань.

Во время мытья автомобиля в автоматической мойке, обратите внимание на чистящие средства, которые используются для удаления инкрустированной грязи. Часто эти препараты основаны на кислотах, которые хорошо справляются с большими загрязнениями, но в то же время ослабевают красочное покрытие диска.

Читайте также:  Уход за автомобилем

Чистящие средства для алюминиевых дисков

Чтобы сохранить блеск дисков и их привлекательный внешний вид, во время мытья следует выбирать соответствующие чистящие средства. На рынке существует множество препаратов для очистки и обслуживания легкосплавных дисков. Не рекомендуется использовать другие средства, потому что вы можете повредить лакокрасочное покрытие.

Продукты, предназначенные для очистки дисков, предлагаются в двух вариантах – для окрашенной и неокрашенной каймы. Состав двух препаратов отличается, поэтому стоит обратить на это внимание. Вы должны строго следить за информацией в различных препаратах, чтобы случайно не уничтожить колесо.

Обязательно тщательно промывайте диски после очистки с большим количеством воды.

Источник: http://vsepoedem.com/story/kak-zashchitit-litye-diski-zimoy

Как сохранить диски зимой?

12.10.2012

Покраска «по науке»

Для удаления коррозии с легкосплавного диска в специализированной мастерской диски обрабатывают специальным аппаратом – пескоструем.

Очищение поверхности происходит за счет того, что песок ударяется о поверхность диска и откалывает частички старой краски, грунта, коррозии. После этого поверхность обрабатывается антикоррозионным грунтом с учетом вида металла, из которого сделан диск.

После нанесения антикоррозийного грунта применяют акриловый (порозаполняющий) грунт, краску требуемого цвета и лак.

Важно

В последние годы многие специалисты по покраске дисков применяют антикоррозийные грунты и покрывают их полимерами. Полимер – та же краска, но более жесткая и крепкая. Полимер обычно наносят специальным приспособлением, напоминающим лакокрасочный пистолет. Но вместо краски в жидком состоянии – мелкие частички краски, которые равномерно прилипают к поверхности диска.

В момент нанесения «песка-краски» между пистолетом и поверхностью диска существует статическое напряжение: песок заряжен «минусом», диск – «плюсом».

После этого происходит «запекание» диска в печи под большой температурой. Частички «песка-краски» растворяются и растекаются по поверхности детали, затем, после остывания застывают, образуя твердую и прочную защитную поверхность.

Решение своими силами

Полимеризация дисков обходится в среднем от 250-400 долларов. И, как показывает практика, такие деньги готовы тратить далеко не все автолюбители. Поэтому чаще предпочтение отдается самостоятельной покраске дисков.

Достаточно профессионально это можно сделать благодаря обработке диска краской с пульверизатором или в баллончике. Технология покраски дисков практически не отличается от технологии покраски кузовных деталей и ее необходимо выдерживать.

Если нанести обычный грунт из баллончика, то он очень быстро отслоится от металла и начнется коррозия. К тому же, даже после обработки абразивом обычный грунт все равно не обеспечит такую защиту, как антикоррозионный.

Поэтому следует иметь ввиду: долгосрочный ремонт может дать только правильное соблюдение технологии ремонта и окраски. Обработка техническими аэрозолями не будет столь долговечной. Зато она, несомненно, дешевле.

Альтернативные продукты для покраски дисков.

Серебристая краска для дисков Dupli-Color Car’s и краска для дисков MOTIP – это высококачественные акриловые краски, предназначенная для покраски и реставрации колесных дисков и колпаков. Краска отличается великолепной схватываемостью и укрывистостью, обеспечивает надежную защиту окрашенной поверхности от воздействия внешних факторов, таких как влага, тормозная жидкость, дорожная соль и грязь.

Внимание!

Краску можно наносить на металл без грунта, т.к. она содержит антикоррозийные компоненты и обладает отличной адгезией. Для усиления защитного эффекта можно покрыть бесцветным лаком.

Александр Захаревич,

технический специалист компании ОБК

Источник: http://rusautolack.ru/blog/kak-sokhranit-diski-zimoy/

Современная защита автомобильных дисков

При покупке нового автомобиля у дисков прекрасный внешний вид, так как они обрабатываются специальными составами. Но современные реалии таковы, что из-за особенностей российских дорог – от ударов, царапин – покрытие стирается, поэтому колесные диски подвергаются различным неблагоприятным воздействиям, и срок их службы сокращается.

При покупке подержанного автомобиля обычно обращают пристальное внимание на диски, хоть и не все автовладельцы придают этому значение. Однако колеса – это своеобразная «обувь» для машины, которая не только обеспечивает ее привлекательный внешний вид, но и служит залогом безопасности при движении. Поэтому очень важно следить за состоянием дисков и тщательно за ними ухаживать.

Негативные факторы, влияющие на диски автомобиля

Даже если крупные механические повреждения отсутствуют, колеса могут быстро прийти в негодность. Этому способствует:

  • воздействие влаги,
  • коррозия,
  • воздействие солей и других агрессивных веществ.

Поэтому необходимо задуматься о профилактических мерах, чтобы надолго сохранить первозданный вид дисков. Ведь нанесение защитного покрытия обойдется вам гораздо дешевле покупки новых литых дисков.

Преимущества защиты дисков

Защита автомобильных дисков – это профилактические меры, которые надежно предохраняют диски от коррозии, механических, температурных, химических и иных повреждений.

Благодаря современным средствам можно добиться превосходного внешнего вида, повышения степени износостойкости и значительного водоотталкивающего эффекта.

Сегодня существует множество современных, эффективных способов защиты всех типов дисков от различных негативных воздействий. К ним относят:

  • нанокерамическое покрытие,
  • защиту жидким стеклом,
  • нанесение специальных восков.

Преимущества использования защитных составов:

  • возможность использования для всех типов дисков;
  • водоотталкивающие свойства;
  • защита от загрязнений;
  • устойчивость к коррозии;
  • повышается способность к самоочистке.

Все эти достоинства в комплексе – отличный способ сохранить колеса автомобиля в целости и сохранности, продлить срок их службы.

Машина будет надежно защищена от неприятностей в дороге, а автовладелец – от лишних финансовых расходов.

Процедура нанесения защитных составов

Чаще всего такие составы наносятся осенью, перед началом зимы, чтобы колеса были надежно защищены от воздействия влаги, которое способствует появлению коррозии. Саму процедуру лучше всего выполнять в специализированных сервисах. Опытные профессионалы в тонкостях знают детали процедуры и сделают все в соответствии с технологией.

Нанесение защитного средства происходит в несколько этапов:

  • снятие дисков с колес;
  • чистка дисков от загрязнений;
  • просушка очищенной поверхности для улучшения сцепления с защитным веществом;
  • непосредственное нанесение защиты;
  • выдержка состава;
  • установка дисков на автомобиль.

Очистка дисков

Очистка проводится специальными средствами. Они позволяют:

  • эффективно справляться с загрязнениями от тормозных колодок, нефтепродуктами, ржавчиной, смолами и другими дорожными загрязнениями, которые негативно влияют на состояние колес;
  • избежать коррозии металла;
  • подготовить диски к нанесению защитных средств;
  • подготовить колеса к долгосрочному хранению или продаже.

Таким образом, эффективная защита дисков – это неотъемлемая часть ухода за автомобилем. Она послужит гарантией безопасности эксплуатации транспортного средства, позволит почувствовать уверенность при длительных путешествиях и обеспечит существенную экономию на покупке новых колес.

Нанокерамическое покрытие для защиты дисков– это значительное укрепление его поверхностного слоя.

Преимущества нано-составов:

  • создание идеального поверхностного защитного слоя;
  • водоотталкивающие свойства и, как следствие, защита от коррозии;
  • устойчивость к механическим повреждениям;
  • возможность обновить уже использовавшиеся диски.

Особенности обработки

Процесс защиты дисков – многоэтапный, поэтому требует проведения процедуры профессионалами в салоне. Перед тем как нанести действующий состав, необходима очистка от загрязнений и последующая просушка. Только затем наносится защита и выдержка вещества для закрепления.

Защита воском

Еще один способ профессиональной защиты автомобильных дисков – нанесение специального воска. Он предохраняет как окрашенные, так и неокрашенные диски и колпаки колес от грязи, пыли, сажи тормозных колодок и других загрязнений.

Преимущества защиты воском:

  • увеличение срока службы дисков (при регулярном нанесении);
  • привлекательный внешний вид;
  • легкость очистки от грязи и пыли;
  • защита от воздействия влаги и коррозии.

Перед нанесением воска необходима тщательная подготовка поверхности. Нужно снять диски, очистить их с помощью специального состава, просушить, нанести воск, а затем установить обратно на автомобиль.

«Жидкое стекло» защитное покрытие дисков

Последнее время огромной популярностью среди автовладельцев пользуется жидкое стекло. Этим составом можно обрабатывать не только диски, но и кузов автомобиля. Средство способно устранить мелкие дефекты, царапины и защитить машину, в том числе и колеса, от повреждений.

После нанесения на диски авто вещество вступает в химическую реакцию с поверхностью и создает твердое покрытие, способное выдержать воздействие огромных температур – свыше тысячи градусов. Этого вполне достаточно, чтобы защитить диски от раскаленных частиц тормозной пыли. Жидкое стекло может показаться хрупким на вид. На самом же деле образуемая защитная пленка очень твердая.

Преимущества жидкого стекла:

  • надежная защита от внешних воздействий – как химических, так и механических;
  • привлекательный внешний вид дисков – зеркальный эффект;
  • долговечность (держится несколько месяцев, не теряя своих свойств);
  • водоотталкивающие и грязеотталкивающие свойства;
  • возможность легкого обновления защиты;
  • стойкость к воздействию высокой температуры.

Источник: http://pdr-studio.ru/about/stati/sovremennaya-zashchita-avtomobilnykh-diskov/

Коррозия на дисках: обработка литых, кованых и штампованных дисков

Содержание:

Диски, как одна из деталей автомобиля, находящихся вблизи от дорожного полотна, подвержены воздействиям, которые приводят к образованию дефектов и поражению коррозией. В приведенной статье рассмотрено, почему образуется коррозия на дисках различных типов и как её удалить.

Основной причиной, приводящей к поражению коррозией любых металлических деталей, считают химическое воздействие воды и химически активных веществ. Так как диски находятся в непосредственной близости от дорожного полотна, они контактируют с водой, солью и другими химическими веществами, используемыми в зимний период в качестве средств против гололеда.

Ржавчина распространяется на металлических деталях значительно быстрее в случае наличия на защитном покрытии дефектов. Диски нередко повреждают, например, при парковке.

Совет

Защитное покрытие, которое может быть представлено для дисков лакокрасочным материалом, при этом сдирается, оголяя металл для воздействия названных факторов.

А ржавчина, как известно, поражает незащищенные участки намного быстрее.

Устойчивость данных деталей к ржавчине в значительной степени определяется их конструкцией. Это обусловлено тем, что диски различной конфигурации производят из разных материалов с применением различных технологий обработки. И классифицируют их на штампованные, литые и кованные.

Штампованные диски наиболее распространены, что объясняется их невысокой стоимостью. Поэтому такими деталями оснащают самые доступные, недорогие модели и комплектации автомобилей.

Низкая стоимость данных деталей обусловлена простотой технологии их производства и небольшой ценой исходных материалов. Их изготавливают из прямых листов стали.

Диск состоит из двух соединенных деталей, представленных ободом и кругом.

В плане защиты от коррозии штампованные диски наименее привлекательны. Это объясняется, прежде всего, низким качеством покраски. Поэтому лакокрасочный материал под воздействием упомянутых выше факторов быстро разрушается.

Кроме того, встречаются неокрашенные варианты штампованных дисков. Для сохранения от ржавчины их следует окрашивать ежегодно.

Литые диски, как следует из названия, производят путем литья.

Данная технология состоит в том, что исходный расплав заливают в форму (прикладывая давление при методе литья под давлением либо без него при гравитационном литье).

По затвердевании заготовку подвергают закалке, состоящей в термическом воздействии, и обрабатывают механически. В завершении наносят лакокрасочный материал и защитное покрытие.

Обратите внимание

В качестве исходных материалов для производства литых дисков применяют магниевый и алюминиевый сплавы. С точки зрения защиты от коррозии литые диски из первого материала менее предпочтительны.

Однако в любом случае и магниевые, и алюминиевые литые модели значительно лучше противостоят ржавчине в сравнении со штампованными аналогами. Поэтому коррозия на дисках рассматриваемого типа встречается очень редко.

И все же реагенты, применяемые в качестве антигололедных средств в зимний период, достаточно быстро разрушают защитное покрытие литых дисков.

Кованые диски производят по технологии промышленной штамповки, а затем закаляют. В качестве исходных материалов для изготовления таких деталей применяют те же сплавы, что и для литых дисков. Поэтому по устойчивости к коррозии данные типы дисков близки.

В качестве основного способа защиты новых штампованных дисков от коррозии рассматривают покраску. Если же данные детали уже затронуты коррозией, необходимо предварительно удалить все присутствующие очаги.

Для штампованных дисков существует несколько способов покраски. Профессиональные технологии, например, порошковая покраска, подразумевают использование специального порошка и фосфора. Для профессионального выполнения покрасочных работ применяют специальное оборудование.

Читайте также:  Нюансы покупки авто через аукционы

Ввиду этого рассматриваемые способы покраски неосуществимы в бытовых условиях, и их используют в автосервисах и покрасочных мастерских. Однако существуют и способы покраски дисков, подходящие для непрофессиональных исполнителей, работающих в бытовых условиях.

Далее рассмотрена наиболее простая технология, которая привлекательна тем, что доступна широкому кругу пользователей. Во-первых, данный способ не требует специальных знаний и навыков. Во-вторых, работы достаточно быстро осуществимы.

В-третьих, материалы и оборудование, используемые при такой технологии, недороги.

Покраска дисков включает следующие этапы:

  • подготовку необходимых для работ материалов и оборудования;
  • очистку дисков от загрязнений;
  • диагностику;
  • восстановление;
  • шлифовку;
  • грунтовку;
  • покраску;
  • нанесение лака.

Для осуществления покраски дисков в бытовых условиях потребуются следующие материалы и инструменты:

  • лак;
  • краскораспылитель;
  • грунтовка;
  • акриловая краска;
  • дрель, оснащенная насадкой для металлических щеток;
  • наждачная бумага;
  • растворитель;
  • лента для малярных работ;
  • средства индивидуальной защиты, представленные маской и перчатками.

Перед началом работ диск следует снять с автомобиля и демонтировать с него шину. Также желательно подвесить его, например, проволокой. Это значительно упрощает доступ ко всем поверхностям детали.

Удаление загрязнений со штампованных дисков осуществляют путем мойки с использованием обычных моющих средств. Особо сложные загрязнения устраняют химическими средствами, такими, как растворители.

После высыхания диск тщательно осматривать с целью обнаружения всех дефектов.

Для данных работ потребуются следующие инструменты и материалы:

  • наждачная бумага зернистостью от Р120 — Р60 (необходимая в каждом конкретном случае величина зернистости определяется глубиной поражения металла коррозией);
  • ветошь;
  • растворитель;
  • преобразователь ржавчины в грунт.

Обработку пораженных ржавчиной фрагментов диска начинают со шлифовки. На данном этапе удаляют отслаивающиеся фрагменты коррозии, называемые хлопьями. Обработку заканчивают по достижении ровной поверхности, покрытой тонким слоем коррозии. Затем с диска ветошью удаляют отшлифованные частицы материала. После этого обрабатываемую поверхность обезжиривают.

По высыхании растворителя весь диск обрабатывают преобразователем коррозии. В зависимости от состояния детали обработку повторяют еще 1 — 2 раза с интервалами в 3 — 5 минут. Спустя некоторое время начнется действие преобразователя, о чем свидетельствует почернение пораженных коррозией участков.

Шлифовку диска осуществляют абразивными материалами в виде наждачной бумаги или дрели с металлическими щетками. При этом удаляют старое лакокрасочное покрытие и мелкие дефекты. В процессе работы деталь несколько раз обливают водой с целью удаления отшлифованных частиц.

Важно

По завершении шлифовки диск полностью моют и обезжиривают растворителем. Грунтовку наносят краскораспылителем в 2-3 слоя. После завершения каждого слоя делают небольшой перерыв для высыхания.

По нанесении и высыхании всех слоев грунтовки осуществляют шлифование наждачной бумагой с целью выравнивания поверхности.

Рассмотренный этап покраски дисков не обязателен, но желателен, так как грунтовка повышает антикоррозионную устойчивость и в несколько раз увеличивает сцепление краски с поверхностью.

Перед использованием лакокрасочный материал нужно тщательно размешать. Затем его распыляют краскопультом или баллончиком. При этом следует держать инструмент в 40-50 см от обрабатываемой поверхности. Краску также наносят в 2-3 слоя с перерывами после каждого из них для сушки.

По высыхании краски можно покрыть диск лаком. Обработанный таким образом диск получает защиту от коррозии на несколько лет.

Причем, если работы выполнены в соответствии со всеми правилами, то качество созданного лакокрасочного покрытия не уступает профессионально проведенной покраске.

Следует отметить, что для штампованных дисков применяют наиболее простые методы обработки. Это объясняется их невысокой стоимостью, в связи с чем обработка с использованием сложных, дорогих технологий является нецелесообразной.

И если данные детали в некоторых случаях проще заменить, чем восстановить, то с литыми и тем более коваными дисками все по-другому из-за высокой стоимости, и при их ремонте применяют более дорогие и сложные технологии.

Совет

Например, профессиональная очистка таких деталей, помимо абразивной и химической обработки, включает травление и фосфатирование.

Первый способ состоит в обработке деталей растворами соляной, серной, фосфорной, азотной кислот или едким натром. Это позволяет устранить окислы и ржавчину. Под фосфатированием понимают обработку фосфатом железа стальных, хрома алюминиевых деталей, а также фосфатом марганца и хромового ангидрида. Данный метод увеличивает сцепление лакокрасочного материала с поверхностью.

Работы осуществляют в покрасочной камере с использованием распылителя-аппликатора. Заряженный порошок удерживается на нейтральной поверхности благодаря электростатическому притяжению.

По завершении покраски диск оплавляют в полимеризационной камере при температуре в 190-220°С. Нужно отметить, что покраска по данной технологии неосуществима в бытовых условиях.

Однако легкосплавные диски можно покрыть и акриловой краской, как и штампованные.

Источник: https://autokuz.ru/pokraska/pokraska-diskov/korrozija-na-diskah.html

Какие колесные диски ставить на зиму?

В России законодательно предписана сезонная смена летней и зимней резины. Одновременно с этим у автовладельцев встает вопрос, стоит ли пользоваться одним комплектом дисков, каждый раз перебортируя колеса, или приобрести отдельный набор. Для безопасной езды приемлемы оба варианта, но необходимо соблюдать несложные требования к эксплуатации.

Химия и жизнь

Современные колесные диски рассчитаны на эксплуатацию при любых погодных условиях. При этом бытует мнение, что летом лучше устанавливать легкосплавные колеса, а зимой – более выносливые штампованные модели. Более подробно о типах колесных дисков мы рассказывали в статье «Классификация автомобильных дисков».

На самом деле, недорогие стальные диски, зачастую, покупают из желания сэкономить на втором комплекте. Практика показала, что стальные колеса зимой сильнее подвержены коррозии, чем алюминиевые или магниевые.

Алюминиевые сплавы хорошо сопротивляются ржавчине, воздействию дорожных реагентов и воды из-за естественной защитной оксидной пленки, которая образуется на поверхности вследствие реакции с атмосферным воздухом.

Дополнительно такие колеса покрывают прочным лакокрасочным слоем.

Обратите внимание

Магний не обладает такой стойкостью и подвержен коррозии, но в его состав добавляют легирующие элементы – тот же алюминий, а также цинк. Готовое изделие подвергают промышленному оксидированию, а затем наносят прочное защитное покрытие.

Защитный слой наносится на легкосплавные диски обоих типов изготовления: литые и кованые. Дополнительно технология объемной штамповки придает кованым изделиям направленную волокнистую структуру, более устойчивую к внешнему воздействию, чем у литых колес.

Стальные модели защищают разными менее затратными способами: порошковым слоем, эмалью, катафорезным покрытием, которые не столь надежны как у легкосплавные колес. Впрочем, при аккуратной езде, регулярной мойке и использовании пластмассовых колпаков, защищающих от механических повреждений, штампованные диски также могут служить весь срок эксплуатации автомобиля.

Нюансы эксплуатации

Практика показывает, что повреждения колесных дисков при зимнем вождении в подавляющем большинстве случаев случаются не в результате агрессивного химического воздействия внешней среды, а механическим способом. Потеря управляемости на скользкой дороге, наезды на незаметные под снегом предметы, притирания к бордюрам – могут привести к трещинам, сколам, деформации.

Даже при сохранении внутренней структуры диска простые царапины и потертости защитного слоя могут спровоцировать химическую реакцию.

Алюминиевым дискам это грозит в меньшей степени – каждый раз при повреждении поверхности мгновенно образуется новая защитная оксидная пленка, только теперь она будет иметь неэстетичный серый оттенок.

Если нарушится защитный слой у магниевых моделей, желательно как можно скорее восстановить его в мастерской. Впрочем, это рекомендуется для всех типов дисков.

Часто автовладельцы самостоятельно меняют на автомобиле колеса в сборе и не отвозят их на балансировку. Однако это приводит к неравномерному истиранию шин и сокращению срока их службы.

В особо запущенных случаях разбалансированное колесо отрицательно влияет на элементы подвески.

Если представить возможную стоимость ее ремонта или ранней замены шин, то смысла в подобной “экономии” на балансировке нет.

Важно

Балансировочные грузики у легкосплавных моделей наклеиваются на внутреннюю часть обода. Первые сутки после их установки не рекомендуется ездить быстрее 60 км/ч. У стальных колес грузики специальным инструментом прижимаются к наружному краю обода. Они не требуют обкатки, но важно проследить, чтобы при их установке не поцарапали защитный слой.

Считается, что увеличенные неподрессоренные массы при использовании стальных дисков отрицательно влияют на управляемость автомобиля и скорость прохождения поворотов. Однако, если соблюдать все рекомендации по зимнему вождению, контролировать скорость и избегать резких маневров, то разница в поведении автомобиля со штампованными и легкосплавными дисками становится малозаметной.

Ажурный рисунок центрального диска с полостями и пустотами у ряда литых моделей явно не рассчитан на эксплуатацию в зимнем климате. Из-за недостаточного самоочищения снег может неравномерно слеживаться внутри диска и серьезно нарушать балансировку, работая в движении как эксцентрик. Тестовые испытания показали, что в таких условиях необходимо останавливаться и очищать диски.

Хранение

Сезонное хранение колес в сборе осуществляется двумя способами. Чаще всего они располагаются горизонтальной стопкой по четыре колеса. Воздух из шин надо спустить до половины рекомендуемого давления. Второй способ – подвесить колеса за диски. Разумеется, подвес не должен царапать защитное покрытие диска.

Необходимо отметить, что шины без дисков хранятся иначе: вертикально, причем каждый месяц покрышку надо немного проворачивать во избежание деформации.

Диски без шин могут храниться горизонтально на полках и вертикально на подвесах. Допускается ставить их в небольшую стопку, при этом перекладывать упаковочным материалом, чтобы не поцарапать друг о друга.

Помещение для хранения колес не должно быть слишком холодным или жарким, желательно комнатной температуры. Также поблизости не следует размещать агрессивные химические или абразивные вещества, острые предметы.

Источник: https://www.4tochki.ru/spravochnye-stati/kakie-kolesnye-diski-stavit-na-zimu

Как выбрать легкосплавные диски – советы – журнал За рулем

В инструкции по эксплуатации, прилагаемой к некоторым колесам, указано, что для их чистки необходимо использовать только мягкие моющие средства. Относится ли к этой категории широко используемая на мойках активная пена?

Да, относится. Советуем выбирать автомобильные мойки, которые несут ответственность за качество оказываемых услуг.

Как показывает практика, основные повреждения лакокрасочного покрытия дисков происходят из-за неправильного использования пистолета высокого давления (до 10 атм), который сбивает краску в местах сколов и повреждений диска. Смывать грязь «в упор» мы не рекомендуем.

Есть много средств по уходу за дисками, защищающих поверхность от тех же царапин и сколов, — например, средство для защиты колесных дисков Wurth, минеральные ингредиенты которого легко удаляют пыль от тормозных колодок и грязь.

Какие дополнительные меры можно принять для защиты хромированных дисков зимой, когда дороги залиты реагентами?

Хорошо бы иметь два комплекта колес — для лета и для зимы.

Совет

Если же и зимой вы ездите на хромированных колесах, настоятельно рекомендуем обрабатывать их защитным составом — например, средством Silver Chrome (Turtle Wax), предназначенным для очистки и восстановления хромированных поверхностей.

Оно удаляет потускнения, пятна ржавчины и окисления. А полироль Chrome Polish предназначен для очистки, обновления и защиты хромированных изделий от воздействия окружающей среды.

Установленные на автомобиле колеса подлежат замене по гарантии. Кто должен оплачивать шиномонтаж?

Шиномонтаж — это услуга, и она должна оплачиваться отдельно от основного товара. Но если компания борется за клиентов, такой сервис может быть и бесплатным.

Можно ли считать пластиковое центровочное кольцо («супинатор») надежным средством центровки колесного диска на ступице?

Да. Центральное кольцо, или «супинатор», необходимо только для того, чтобы отцентровать диск на ступице и правильно его прикрутить. После данной процедуры кольцо не несет на себе никакой нагрузки.

Читайте также:  Как измерить компрессию в двигателе?

Большинство шинных центров и интернет-магазинов торгуют исключительно китайскими колесами марок Replica, Nitro, Yamato, Dezent и др. Соответствуют ли они нормам безопасности?

Как правило, колеса, представленные в серьезных магазинах, проходят обязательную сертификацию и имеют допуск к эксплуатации. Не стесняйтесь, спрашивайте у торговцев сертификаты на их товар.

Где можно провести независимую экспертизу колес для предъявления претензии продавцу или производителю?

В следующих организациях: Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Научно-исследовательский центр «НИИШП». Зачастую производитель и продавец заинтересованы в проведении независимой экспертизы, поэтому для начала советуем обратиться непосредственно к ним.

Можно ли править кованые диски? Каким оборудованием должна располагать шиномонтажная мастерская, чтобы качественно восстановить геометрию кованого диска?

Править диски, как литые, так и кованые, нежелательно. При правке изменяется структура сплава, в результате страдают эксплуатационные качества — в частности, удароустойчивость. Помимо прочего нарушается лакокрасочное покрытие, то есть защита колеса от температурных воздействий и эрозии, — и оно утрачивает внешний лоск.

У меня дорогой немецкий автомобиль. По цене оригинальных колес можно купить очень хорошую альтернативу известных брендов, но проблема в том, что крайне трудно найти диск со стопроцентным соответствием всех параметров оригинальным. Как правило, не совпадает вылет диска (ET). Какова максимально допустимая погрешность этого параметра?

Допустимой погрешностью можно считать ± 2 мм. Диск должен быть прописан в каталоге применяемости производителя (выдержка из ГОСТ Р 52390–2005 «Колесные диски. Технические требования и способы испытаний»).

Обратите внимание

Если вылет обода отличается от вылета оригинального колеса больше, чем на допустимую величину, вам должны представить нормативные документы, подтверждающие соответствие всем требованиям безопасности при эксплуатации.

Кто в России изготавливает кованые диски? Остался только Slik? Крупносерийное производство ведут компании Slik и AGForged. Кованые диски присутствуют в линейках многих американских, европейских и азиатских фирм.

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/785940-na-voprosy-chitatelej-zr-po-kolesnym-diskam-otvechayut-specialisty/

Почему зимние шины не рекомендуется ставить на литые диски?

Литые диски обладают рядом преимуществ. Они лучше сбалансированы и красивее штатных штамповок. Не удивительно, что многие водители после покупки новой машины стараются заказать легкосплавные колеса в первую очередь. Однако специфика вождения зимой и летом заметно различается.

Резкие смены температур, гололед, высокая влажность и снегопады заставляют снижать скорость. Кроме того, из-за температурных расширений и частого перехода температуры через порог в ноль градусов разрушается асфальтовое покрытие. В неожиданных местах возникают ямы, опасные для колес и дисков.

Поэтому при сезонной переобувке необходимо придерживаться золотой середины между эстетикой и практикой.

Непрактичная красота

Зимой главные преимущества литых дисков сходят на нет. Их красота оборачивается проблемами для техники. Грязь летит с улицы через редкие спицы и оседает на тормозных механизмах.

И если передние суппорты дисковых тормозов относительно неплохо справляются с загрязнениями, то задние барабаны хуже переносят грязевые атаки. Песок забивается между рабочими поверхностями и сокращает ресурс узла.

Если поставить вместо литья обыкновенные штамповки, да еще прикрыть их пластмассовыми колпаками, то грязи будет значительно меньше.

Черепашьи скорости

Легкосплавные колеса рассчитаны на более высокие скорости, но зимой это преимущество исчезает. Зимние шиповки и даже липучки существенно проигрывают по характеристикам летним шинам, отчего им дается пониженный класс скорости.

Свыше 130 км/ч на них разгоняться не рекомендуется. Слишком сильно тогда увеличивается тормозной путь. В общем, не понятно, зачем черепашьей резине скоростной диск? Поэтому тратиться на литье ради быстрых заездов зимой необоснованно.

Закачать побольше грязи

Сбалансированность литого колеса тоже неочевидна зимой. В слякоть мокрый снег попадает на внутреннюю поверхность обода и превращается в наледь. В итоге, колесо начинает вибрировать, что влияет на управляемость.

Противопоказаны для легкосплавных колес и поездки по глубокому снегу.

Он легко тает при соприкосновении с теплыми от трения колодками и суппортами, впитывает песко-химическую взвесь и далее цементируется в толстые наросты на внутренней поверхности.

Кроме того, редкие спицы работают как лопасти компрессора и формируют зону низкого давления в арках, куда затягивается снежная пыль. В итоге ледяные наросты появляются даже на пружинах подвески. Конечно, пыль летит и от прикрытых колпаками штамповок, но обычно она оседает на нижних частях пластиковых подкрылков, оставляя элементы шасси нетронутыми.

Без горячей воды

Грязь и слякоть оборачиваются необходимостью часто посещать бесконтактную мойку. Легкосплавные диски с полировкой хуже переносят перепады температур. Их нельзя мыть горячей водой. Их гладкое и блестящее покрытие разрушается. У штамповок такой проблемы нет. Черная краска не облетает даже от кипятка, а если и потрескается, то ее можно прикрыть пластиковым колпаком.

Гнутся и не трескаются

В средней полосе России, не говоря уже о северных регионах, бывают суровые морозы. Температура иногда падает ниже 40 градусов. При таких холодах легкие сплавы становятся хрупкими, так как температурная стойкость у них заметно хуже, чем у стали. Если на скорости в 80-90 км/ч попадется ямка побольше, то колесо может расколоться или дать трещину. Продолжать движение будет невозможно.

А стальные штампованные колеса выдерживают холода и до 60 градусов. Они не трескаются, а только гнутся.

Починка в полях

Ну и главное. Если легкосплавный диск поврежден в дальней дороге, то его остается только выкинуть на помойку. Треснувший сплав плохо ремонтируется даже аргоновой сваркой.

А вот стальное колесо чинится простой кувалдой. Грамотные мастера из придорожной мастерской способны вернуть машине ход несколькими ударами молота.

Поэтому простые штамповки гораздо надежнее во время поездок в дальние регионы России и по разбитым зимникам загородом.

В общем, если автомобиль эксплуатируется зимой ежедневно и на нем необходимо часто ездить в другие города, то штампованные колеса для зимней резины более предпочтительны.

Кроме того, они заметно дешевле литых дисков.

Ну а если дорогой внедорожник или элегантный премиальный седан живут в городской черте, никогда не эксплуатируются на пределе возможностей, то можно подумать и о красоте их колес.

Источник: http://www.AiF.by/dontknows/pochemu_zimnie_shiny_ne_rekomenduetsya_stavit_na_litye_diski

Как со вкусом защитить колесные диски?

Едешь по городу, мимо пролетают автомобили, один за одним, маняще сверкают диски. Хотя… это вам повезло, если сверкают.

Сохранить внешний вид дисков в современном городе с его «ядерными» реагентами, солью и химией, пылью от тормозов и «дружелюбной» московской осенью — задача непростая и первостепенная.

Диски грязнеют, желтеют, лакокрасочное покрытие слезает… Так и хочется задать вопрос автомобильному «богу»: что делать?

Важно

А он тебе знаками укажет: пора обратиться в центр детейлинга, где настоящие мастера автомобильных шедевров возьмут все в свои руки и вернут потускневшим дискам былой блеск. А самым продуманным автовладельцам мастера помогут защитить диски еще до того, как городская химия успеет на них «налететь».

Итак, отправляемся в салон и начинаем пристально следить, как готовятся диски с эффектом сияющей глазури. Интересно, что за эффект? Тогда продолжаем читать!

Что нам понадобится:

  • Вода обыкновенная.
  • Специальные технические шампуни (помогут убрать с дисков мельчайшие частицы тормозной пыли).
  • Кисти.
  • Краскопульт с минимальным уровнем дисперсии.
  • Высококачественный аппликатор для нанесения жидкого стекла (из микрофибры).
  • Покрытие из жидкого стекла. Водоотталкивающее. Жаростойкое.
  • И, конечно, золотые руки наших мастеров.

Время приготовления: около 4 часов (если колеса нуждаются в подготовке к защите), около 2 часов (если колеса чистые и отполированные).

Срок хранения: 1 год. Зависит от вашего таланта к бережному вождению.

Итак, поехали!

Не помоешь — не защитишь

Творить шедевры надо вдумчиво и поэтапно: именно так рождается качество. Первым делом мы изящно, в ровном темпе промываем каждый кусочек диска обычной водой: смываем усталость от пыльных дорог.

Затем за дело берутся специальные технические шампуни: кистью промываем каждую выемку. Это важно: любой оставшийся кусочек пыли помешает при нанесении жидкого стекла. И эффекта не получится.

После шампуней еще раз все тщательно моем водой.

Заметка от шефа: Частенько диск с виду выглядит чистым и безупречным, но вам предлагают его еще раз промыть, чтобы убрать все мельчайшие металлические частицы.

Как понять, навязывают вам лишнюю услугу или, действительно, заботятся о качестве ваших дисков? Все мы знаем, что при торможении колодки трутся о диски и мельчайшая пыль впивается в лакокрасочное покрытие.

Вот оно-то и нарушает структуру диска, хотя невооруженным взглядом вряд ли удастся это увидеть. Но, спасибо химикам, существует специальный состав: наносишь его на диск и, если он окрасится в темно-малиновый цвет, значит, он точно успел пострадать от металлических частиц.

Ничего страшного: 2-3 таких нанесения и все лишнее с ваших дисков «скатится» вместе со средством. И с каждым разом цвет окисления будет все светлее, пока совсем не исчезнет. Берите на вооружение!

После того, как мы промыли колеса — проверим их на идеальность. Если вдруг диск поцарапан — полируем, где-то соскочила краска — подкрашиваем. На первом этапе наша цель — привести диск к его естественному природному состоянию. И на финишной прямой нашей подготовки, перед нанесением наножижи — диски надо обезжирить: наножижа она такая — не любит никакой ненужной химии.

Воду — прочь!

Итак, промытый, высушенный до скрипа, отполированный и обезжиренный диск — готов. А мы в свою очередь приготовили крутой краскопульт: сейчас будем наносить защитные слои. Вы уже слышите, как с наслаждением шипит краскопульт, а из него мельчайшими частицами на гладкую поверхность вашего диска ложится первый слой жидкого стекла? Ммм… просто сказка какая-то!

Совет

Практически на наших глазах жидкое водоотталкивающее стекло вступило в связь с диском и стала его частью. Теперь вашим красавцам никакая лишняя влага не страшна, как и странные дождевые разводы.

Насладились? Время вытереть каждый кусочек насухо. И первый слой готов!

Жара пошла!

Думаете, на этом все? Мы только вошли во вкус! Руки мастера тянутся к специальному спонжу: из микрофибры, не впитывающей ничего лишнего.

Заметка от шефа: обычная губка нам точно не подойдет, есть риск повреждений и неравномерного нанесения.

Размеренными движениями, не жалея средства, наносим и располировываем жаростойкое покрытие. Важно каждое движение: только так наше жидкое стекло ляжет как влитое, будет держаться долго, служить верно. Температура профессионализма в салоне растет на глазах! Как и количество слоев защиты вашего диска.

Теперь раскаленные частицы тормозной пыли нам не помеха. Ваша новая поверхность выдержит температуру до 700°C. Да и мыть диски можно гораздо реже: жидкое стекло стало твердой и прочной защитой.

А все почему? На их защите стоят три самых важных эффекта современной наножижи, или жидкого стекла (кому как удобнее): антискол, антиграффити и гидрофоб. Запомните эти свойства — именно они защитят вас от реагентов, битумов, металлических вкраплений и излишней влаги.

На горяченькое

Когда все этапы пройдены, жидкое стекло легло сияющей глазурью на все четыре диска, пришло время их качественно «запечь». В дело идут специальные инфракрасные сушки: они помогают ускорить время «запекания» и сделать это равномерно.

Заметка от шефа: инфракрасная сушка нужна нам не для красного словца.

Определенная температура и время запекания (нельзя ни передержать, ни недодержать) обеспечат нам правильную кристаллизацию наножижи и качественную защиту диска впоследствии.

Именно на этом этапе все нанесенные слои станут друг другу невообразимо близки. Все по законам химии. И кому как не автомобильным кулинарам знать: как часто итоговое качество зависит от времени выпекания.

Обратите внимание

Ну до чего волнительно наблюдать за приготовлением очередного шедевра. И кому интересно достанется этот предмет искусства?

Ну и… напоследок

Вот и пролетели наши 4 часа: каждое колесо «приготовлено», каждое так и просится на фотовыставку: посмотрите, как жидкое стекло стало родным для всей поверхности. Но главное-то что: вы получили не только красоту, но и функциональность.

Так и должно быть: кому нужно красивое блюдо, если оно совсем невкусное? Об ошибках и «невкусностях» при покрытии дисков, которые нужно знать в лицо, мы вам еще расскажем, поделимся новыми заметками от шефа, порадуем новыми «рецептами», а пока остался один вопрос: вишенку на диск добавить?

Консультация и запись по телефону: +7 (495) 215-57-72

Источник: http://esotericpro.ru/kak-zashchitit-kolesnye-diski/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector