Какие решения позволят обезопасить автомобиль от некачественного бензина?

Как защитить автомобиль от некачественного бензина – Советы бывалых

 Никто из автовладельцев не застрахован от банального, но весьма обидного происшествия: встречи с плохого качества топливом на АЗС. Как было справедливо подмечено когда-то, АЗС – тот же магазин, только поменять купленный товар уже не получится, впрочем, как и отличить его от второсортного.

Виной тому – сильно распространенная практика франчайзинга – маленькая компания покупает право на использование громкого, раскрученного бренда. Даже если вы подъехали на заправку со знакомым, разрекламированным товарным знаком, нет никакой гарантии, что само топливо произведено именно на перерабатывающем заводе этой компании.

С подобными проблемами сталкиваются тысячи владельцев автомобилей ежедневно.
Существует множество способов подделки топлива. В ситуации с бензином – многие недобросовестные продавцы просто повышают октановое число топлива путем добавления некоторых присадок, например ферроценов, которые вроде как собираются запретить, но пока они еще абсолютно законны.

Обратите внимание

50 мг ферроцена (килограмм стоит около 10 долларов) на литр бензина способны превратить А-92 в А-95.

Выгода для заправщика очевидна. А вот проконтролировать подобные махинации практически не представляется возможным. Ущерб же значителен – “обогащенный” таким образом бензин буквально сжигает и свечи, и каталитические нейтрализаторы автомобилей.

Сколько может стоить ремонт “пострадавшего” автомобиля – владельцы иномарок прекрасно понимают.

До сих пор встречается этилированный бензин, то есть содержащий тетраэтилсвинец, добавленный для повышения октанового числа и запрещенный к применению еще в 2003 году.

Качество дизельного топлива – еще большая беда. Многие из производителей современных автомобилей с высокотехнологичными турбодизелями просто отказываются поставлять свою продукцию на российский рынок, чтобы вероятные поломки дизельных моторов не испортили имидж компании.

Если нормальный бензин, хоть и редко, можно встретить в России, то качественного дизеля еще года два назад практически не было – до сих пор производство дизтоплива опирается на ГОСТ 1982 года: по нему содержание серы в дизельном топливе может превышать нормы “Евро-2” в 10 раз. Лучшие наши сорта – дизельное топливо, выпускаемое по ТУ 38.

1011348-89, и городское дизельное топливо (ТУ 38.401-58-170-96) с содержанием серы от 0,05 до 0,1% – своими характеристиками обязаны присадкам.

Разговоры о повышении норм качества бензина идут давно, но результаты этих разговоров видны крайне редко. Последние серьезные изменения были сделаны в 2000 году, когда была попытка ввести ГОСТы серии 41, разработанные на основании правил Европейского экономического комитета ООН и соответствующие стандартам “Евро-2”.

Важно

Но обязательными эти стандарты так и не стали. А случаи, когда зимой вместо специального дизтоплива, адаптированного для низких температур, продают легкозамерзающую летнюю смесь – встречаются тут и там.

От подобных “подмен” страдают даже неубиваемые тракторные дизели, что уж говорить о высокотехнологичных иностранных моторах.

В России до сих пор нет структуры, которая занималась бы контролем за качеством автомобильного топлива по всей стране (службы контроля работают лишь в системах крупных компаний). Да и лишить лицензии недобросовестных заправщиков очень сложно – только по решению суда. Бензин будут разбавлять, пока это будет выгодно.

Присадки уже пытались запретить в России. Однако попытки провести запрет натолкнулись на чрезвычайно сильное лобби.

Сверхприбыли с присадок могут получать только крупные производители топлива, так как произвести низкооктановый бензин и дополнить его присадками намного дешевле, чем производить топливо с высоким октановым числом.

Как же быть нам, простым потребителям? Прежде всего, обращать внимание на лист с результатами анализа каждой партии моторного топлива. Он должен висеть рядом с кассой. Отсутствие этого документа является нарушением, достаточно серьезным, чтобы записать его в книгу жалоб, которая также должна быть на каждом предприятии розничной торговли.

Каждый пострадавший также имеет право обратиться в Роспотребнадзор. Там, при удачном стечении обстоятельств, жалобу примут, организуют проверку и по ее результатам оштрафуют виновных. Штраф может достигать 200-300 тыс. руб.

Только далеко не все об этом знают, а многие из тех, кто знает, предпочитают обойтись без обращения в госорганы, поскольку веры чиновникам в народе не было и нет.

Совет

Возместить ущерб, причиненный автомобилю из-за использования некачественного бензина, возможно отсудить, но, как показывает практика, весьма непросто: необходимо доказать суду, что бензин приобретен на конкретной АЗС, но для этого стоит сохранить чек. А ведь многие их выбрасывают.

Также придется оплатить экспертизу бензина на заправке за свой счет.

Если результаты экспертизы покажут, что бензин действительно не соответствовал нормам, и суд признает вину продавца, то стоимость экспертизы вам вернут вместе с суммой нанесенного ущерба – например, со стоимостью испорченного этилированным бензином нейтрализатора.

Самый же простой способ избавить себя от таких забот – заправляться только на знакомых АЗС.

Данное правило малоосуществимо при переезде между городами, но и там есть способ застраховать себя от некачественного топлива – не обращать внимание на мелкие заправки с незнакомыми товарными знаками.

Даже если цена значительно ниже, чем “у той большой АЗС такой-то компании, расположенной через 300 метров”.

Евгений Липовицкий
www.autonews.ru

Источник: https://www.oavto.ru/sovet/5188.html

Что делать, если залили некачественный бензин: куда жаловаться, как наказать заправку, как доказать

Обсчет, обвешивание, подделка товаров — все это виды обмана покупателя. К ним относится и заливка некачественного топлива.

Крупные сети редко грешат продажей плохого бензина. А вот более мелкие АЗС способны разбавлять топливо водой или другими веществами (присадки, контрафактные составы и т. д.). Рассмотрим, как распознать по своему авто, что залили некачественный бензин, какие последствия может вызвать заправка плохим топливом. И что вообще делать, если вас постиг такой обман покупателя?

Общие сведения

Некачественный бензин могут предложить на многих заправках страны. Это низкооктановое топливо доводится к высокооктановому посредством искусственного пути. Из присадок могут применяться ММА, МТБЭ.

Подобный подход к разбавлению бензина довольно опасен. Расчет октанового числа продукта, получившегося на выходе, практически невозможен. Большинство авто характерно реагируют на повышенную способность к детонации топлива.

Плохое топливо может по-разному восприниматься автомобилями. Некоторые будут ездить без заметных проблем, а другие могут просто сломаться. Поэтому к выбору заправки, бензина стоит относиться очень внимательно.

Что такое некачественное топливо

Рассмотрим, что собой представляет хороший бензин. Это топливо характеризуется конкретным содержанием присадок. У него имеется свой уровень качества и определенная чистота. Рассмотрим основные понятия, которые помогут определить качественное топливо:

  • Октановое число. Другими словами – это устойчивость топлива к самовоспламенению, которое возникает в процессе сжатия. У искусственно созданных составов оно довольно низкое. Это грозит разрушительной детонацией.
  • Вода. Ее довольно часто примешивают к топливу. Конечно же лучше продать 25 литров, а не 24 (если без воды). В современных авто сетка топливного фильтра не дает влаге возможности проникнуть к камере сгорания. Зимой это чревато последствиями. Вода замерзает, она может запечатать фильтр. Воду нужно будет убирать из бака.
  • Сера. Этого вещества в бензине должно быть минимум. Чем ниже показатель, тем выше качество топлива. Поддельные жидкости практически никто не проверяет на уровень серы. Сгорание этого компонента внутри цилиндров двигателя становится причиной формирования оксида серы. Если к ней добавить пар от воды, получаем серную кислоту. Даже в минимальном количестве (в котором она находится внутри двигателя) она плохо воздействует на все его элементы, с которыми соприкасается.
  • Ароматические углеводороды. Добавляют эти вещества для повышения октанового числа. Этот компонент повышает формирование нагара внутри двигателя. Признано негативное воздействие углеводородов на пластик из-за оказания эффекта растворителя.
  • Бензол. Высокий уровень этого вещества повышает токсичность продуктов сгорания бензина. Это вещество формирует повышенный нагар внутри двигателя.
  • Спирты, эфиры. Такая добавка также необходима «бадяжникам» для повышения октанового числа. В количестве 3 – 5% вреда мотору они не наносят. Если показатель доходит до 10%, повысится расход. В жаркие погоды возникает вероятность формирования воздушной пробки внутри системы для подачи топлива.

Некачественным считается не только бензин с высоким количеством добавок, но и с загрязнением. Отсутствие периодической чистки емкостей способствует скоплению грязи. Устарелая грязь будет попадать к новым партиям топлива.

Его признаки

Как заметить, что бензин, который вы залили, плохого качества? Прислушайтесь к своему автомобилю. Топливо низкого качества будет проявляться в:

  • Плохом запуске двигателя. Это вызвано слабым воспламенением разбавленного горючего. Для машины несет опасность в виде поломки системы зажигания.
  • Износ свечей. Они изнашиваются из-за плохого запуска движка. Деталь покрывается нагаром (красноватого цвета). Это явный признак высокого уровня железа в топливе.
  • Засорение топливного насоса, фильтра. Эти неисправности могут стать причиной того, что авто не заводится. Требуется диагностика насоса, фильтра.
  • Детонация внутри мотора. В работе авто это проявляется в лишних стуках, возникающих в процессе работы движка. Причиной может выступать топливо низкого качества. Также подобный эффект возможен при неполадке в системе зажигания.
  • Черный выхлоп. Яркий признак плохого топлива. Указывает черный дым на неполное сгорание бензина, возникновение сажи.
  • Снижение тяги мотора. Владелец автомобиля может отметить, что его авто стало «вялым». При отсутствии посторонних шумов, дефектов движения, стоит попробовать в другой раз заполнить бак более качественным бензином с высоким показателем октанового числа. При возврате былой силы, можно говорить, что предыдущий бензин, который вы заливали, был некачественным.
  • Высокий расход топлива. Такое часто бывает при использовании сомнительного бензина.
  • Прерывистое движение авто. Это может проявляться при разгоне. Подобные рывки, появляющиеся при выжимании педали газа, указывают на загрязнение топлива химическими веществами, водой.
  • Дефекты экологической системы. Изначально отключается датчик, указывающий на уровень кислорода в составе выхлопных газов. Датчик весьма чувствителен к повышению уровня присадок в составе топлива. Может добавиться прерывистость в движении (при повышенных передачах).

Что делать, если залили некачественный бензин

Когда ваша машина начала себя как-то странно вести после заправки на неизвестной АЗС, лучше избавьтесь от топлива. Если есть возможность залейте запасной бензин с канистры и направляйтесь к ближайшему автосервису.

Рекомендовано промыть топливную систему, просмотреть свечи, почистить форсунки. Если при запуске мотор детонирует, как бешенный, не мучайте авто. Нужно вызвать эвакуатор или попроситься к кому-либо на буксир до ближайшего СТО.

Куда жаловаться

Для жалобы на некачественное топливо можно обратиться с звонком в инспекцию госнадзора своего города. Эта организация следит за требованиями технического регламента, качеством топлива.

Также можно позвонить на горячую линию АЗС. После записи контактных данных, претензий клиента, операторы перезванивают, разъясняют текущее дело.

Что понадобиться

Чтобы возместить убытки, можно потребовать проведения независимой экспертизы пробы бензина. Для этого стоит вернуться на заправку, предъявить чек, озвучить руководству АЗС возникшие претензии.

Сотрудник независимой лаборатории должен отобрать пробу. Когда экспертиза покажет, что клиент прав, АЗС возмещает убытки (добровольно или через суд), которые понес автомобиль из-за применения бензина низкого качества.

Образец жалобы скачайте тут.

Образец жалобы

Шаги

Возмещение ущерба будет выполнено после ряда действий автовладельца:

  • поиск независимого эксперта;
  • подача в письменном виде заявления в суд;
  • посещение по вызову судебного заседания.

Если авто владелец направил в сервис, до начала ремонтных действий представители АЗС должны взять пробы залитого на их заправке топлива, провести осмотр.

Обязательно стоит обратиться к транспортной инспекции. Их сотрудники выполнять исследование топлива, ознакомят владельца авто с результатами проверки. Заключение, которое предоставит транспортная инспекция, становится довольно важным доказательством в суде.

  1. При составлении претензии к фирме автомобилист обязан указать время покупки бензина, его марку, залитый объем.
  2. Затем должна быть описана неисправность, которую спровоцировало применение некачественного топлива.

    Должны прилагаться документы, которые это подтвердят (заключение с СТО, кассовый чек, заключение экспертов относительно анализа топлива).

  3. затем у водителя появляется право требовать от руководителя заправкой возмещения ущерба к определенному сроку.

  4. Для подтверждения суммы, которую автовладелец указывает в качестве ущерба, нужно приложить квитанцию об оплате ремонта или предъявить счет на оплату ремонтных работ.

Как наказать заправку

Лишь в редких случаях автовладельцы пытаются наказать АЗС за некачественный бензин. Это занятие является довольно хлопотным. Многие считают, что легче и дешевле будет поменять свечи, форсунки. Многие заправки являются собственностью больших нефтяных холдингов, беспокоящихся о поддержании имиджа. Вопросы о возмещении ущерба обычно удовлетворяются на досудебном уровне.

Если авто стало барахлить после заправки, стоит обратиться к руководству АЗС. Отношения между водителем и продавцом топлива уже регулируются нормами ГК, законом «О защите прав потребителей». Вред, который был нанесен имуществу, здоровью потребителя из-за недостатков товара, должен быть возмещен в полном объеме.

Ответственность и виды наказания

За реализацию некачественного топлива ужесточили административную ответственность:

  • Штраф будет составлять 1% от выручки (но его размер не будет ниже 500 000 руб.).
  • Возможна конфискация некачественного топлива, приостановление деятельности АЗС на 90 суток (при условии повторного нарушения прав потребителей)

Некачественный суррогатный бензин или дизтопливо может быть большой проблемой для водителя, вплоть до поломки двигателя. Как защитить свои права потребителя, если залили плохой бензин?

Источник: http://uriston.com/zashhita-prav-potrebitelej/obman/zalili-nekachestvennyj-benzin.html

Как получить компенсацию за плохой бензин

Ситуации, когда после заправки автомобиль встает из-за некачественного топлива, хоть и реже, но все еще случаются. Причем, может не помочь даже простое всем известное правило – заправляться только на проверенных брендовых АЗС.

О том, что никто не застрахован от некачественного топлива, и о том, что получить компенсацию за поврежденный этим топливом автомобиль, свидетельствует история жительницы Екатеринбурга, которой пришлось делать дорогостоящий ремонт после заправки на брендовой АЗС, а потом удалось полностью возместить ущерб. Правда, только спустя два года.

После заправки на АЗС «Газпромнефть», по адресу ул.Крауля 166а в Екатеринбурге, автомобиль Chevrolet Cruze заглох и заводиться отказался.

В автосервис пришлось ехать на эвакуаторе, диагностика показала неисправность топливного насоса и рекомендации к замене датчика уровня топлива. Ремонт у официального дилера обошелся в 64 223 рублей.

Самой вероятной причиной поломки было названо некачественное топливо.

Бензин из бака отправили на экспертизу в центр «Уралтест-Экспертиза». Исследование выявило, что в топливе содержится много воды. Женщина предъявила претензию к АО «Газпромнефть-Урал», которой принадлежит АЗС. Компания выплатила всего 14 561 рублей.

Пострадавшая обратилась в Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга, который признал ее правоту. Но компания отказалась платить и в этот раз, подав аппеляцию в областной суд.

«Суд встал на сторону истицы и обязал АО «Газпромнефть-Урал» выплатить ей 48 231 рублей за ремонт автомобиля, а так же почтовые расходы по отправке претензии 101 рубль и штраф в размере 24 115 рублей.

__Ответчика такое решение не удовлетворило, и он подал апелляцию, указав в жалобе на отсутствие причинно-следственных связей между качеством бензина и неисправностью автомобиля.

Обратите внимание

Областной суд исследовал материалы дела и пришел к выводу, что жалоба ответчика не обоснована: судом первой инстанции было вынесено законное решение. Апелляция ответчика осталась без удовлетворения», – говорится в сообщении Свердловского областного суда.

Историю можно было бы считать положительной, если бы в ней не было несколько моментов – фигурирующая в таком свете крупная автозаправочная компания, и факт, что с момента инцидента до получения пострадавшей денег прошло два года. Некачественным топливом женщина заправилась летом 2014 года, а выплату получила только сейчас.

Как определить, что залили некачественный бензин и что в таком случае делать?

При заправке некачественным бензином буквально через пару минут почувствуется резкое снижение мощности автомобиля, двигатель будет работать нестабильно, возможны неровные обороты и звуки детонации.

Скорее всего, при этом загорится лампочка Check Engine. Вариантов проявления много, вплоть до полной остановки мотора.

В любом случае, если машина стала себя вести нестабильно в скором времени после заправки – причиной скорее всего является некачественное топливо.

В любом случае, даже если машина едет, пытаться «выжечь» плохой бензин без крайней на то необходимости не стоит. Это чревато в дальнейшем заменой элементов топливной системы, порчей катализатора, лямбда-зонда, образованием нагара в двигателе – в общем, экономия на автосервисе в таком случае может впоследствии сильно ударить по кошельку.

Идеальный вариант – как можно быстрее слить некачественное топливо, промыть бензобак и топливную систему и залить качественное. Тогда можно при хорошем раскладе обойтись без потерь, при плохом – бензонасосом.

В самом крайнем случае, при невозможности произвести необходимые манипуляции, есть два варианта. Если некачественного топлива залито немного, то максимально разбавить его хорошим высокооктановым. Если же «повезло» заправить полный бак, то долить катализатор сгорания топлива. Он поможет, если бензин оказался низкооктановым, но не спасет, если в нем есть тяжелые примеси.

Важно

Чтобы в случае, если машина пострадает от некачественного топлива, иметь возможность получить компенсацию от недобросовестной АЗС, нужно взять за правило всегда сохранять чеки. Только чек сможет стать доказательством, что плохой бензин был залит на конкретной заправочной станции.

На портале открытых данных периодически публикуется «черный список» АЗС по Москве. Но обновляется он не слишком регулярно.

Источник: https://autorambler.ru/advice/kak-poluchit-kompensaciyu-za-plohoy-benzin.htm

За “левый” бензин можно призвать к ответу

Страшный сон автолюбителя

Морозы по всей стране усугубили одну из главных бед автовладельцев – неисправность машины из-за плохого топлива. Поломка или отказ автомобиля заводиться – это всегда кроме нервов еще и солидные расходы.

Можно ли наказать АЗС за “левый” бензин? Для большинства водителей будет открытием, что уже есть удачный опыт такого наказания.

Но чтобы заставить королей бензоколонок раскошелиться за халтуру, надо использовать специфические юридические тонкости.

Москвич Иванов заправился вечером, а наутро еле завел свою любимую машину: движок кряхтел и дымился. В итоге завелся, но застучали клапаны, а бензиновый двигатель стал работать как дизельный.

На станции техобслуживания ужаснулись: все, начиная с клапанов и заканчивая поршнями, – в густом нагаре гудрона толщиной 3 миллиметра, а на клапанах и того больше – они просто перестали закрываться.

Автослесари начали заключать пари: сколько еще машин приедет к ним с той АЗС, на которой заправлялся Иванов. Дело в том, что был Иванов в тот день на сервисе уже четвертым.

Статистики по жалобам и искам против АЗС нет. Очевидно, что их очень много, но об исходе конфликтов бензиновые короли стараются громко не говорить. Большинство водителей даже не догадываются, что получить компенсацию за топливную отраву можно.

Как наказать бензоколонку

Совет

23 января 2006 года руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонид Бочин заявил, что в столице лишь 78 процентов автомобильных заправок продают качественное топливо.

В 2005 году было проверено 220 АЗС, и на 49 из них взятые пробы не соответствовали требованиям.

Кроме того, Леонид Бочин предположил, что около 20-25 процентов от всего бензина, который продается в Москве и Подмосковье, является суррогатом.

Чиновник высказался за то, что торговцев некачественным бензином следует привлекать к уголовной ответственности. По его мнению, эта мера вполне адекватна, так как свинец, нормы которого запредельно завышены в таком топливе, несет прямую угрозу здоровью граждан. По нашему закону за реализацию некачественных нефтепродуктов на виновных налагаются штрафы до 200 тысяч рублей.

Проблема фальсификации топлива для московского рынка очень актуальна. Причем на заправках может продаваться как просто низкокачественное топливо, которым еще можно заправляться (но очень нежелательно, особенно при наличии иномарки), так и явные подделки.

Последние – самые опасные, ведь они могут быстро “убить” топливную систему автомобиля. Для подстраховки автолюбителям обычно рекомендуется заправляться на АЗС крупных компаний – явный суррогат там точно не нальют.

А вот в случае с обычными заправками этого никто гарантировать уже не может.

Российские юристы получили первые положительные сдвиги в абсолютно тупиковой до недавнего времени ситуации – заставили платить бензоколонки за порчу транспорта из-за левого “топлива”

Но даже если бензин продается под вывеской известного бренда, то это еще не значит, что в бензобак попадет чистое топливо – многие АЗС работают по так называемой системе франчайзинга, когда собственником заправки является небольшая фирма, которая просто торгует под флагом крупного производителя. Бывают случаи (хоть и редко), когда на таких АЗС могут продавать все что угодно, портя не только автомобиль, но и имидж крупнейшего участника топливного рынка.

Всем памятен скандал, случившийся осенью 2001 года, когда на АЗС крупной компании в Петербурге несколько дней поступал очень плохой бензин, из-за которого машины перестали заводиться. Компания была вынуждена компенсировать расходы 300 автовладельцам на ремонт двигателей.

В зависимости от марки двигателя ущерб составлял от 1000 рублей до 1500 долларов. Фирма тогда выплатила около миллиона рублей, но потеряла больше – доверие потребителей к своей продукции.

Обратите внимание

А заявление службы безопасности компании о “диверсии конкурентов”, которые разбавили бензин на одном из железнодорожных перегонов, не вызвало никакого сочувствия у пострадавших водителей.

Как на АЗС попадает фальшивый бензин, причем в большом количестве, остается только догадываться. Есть предположение, что нефтеперегонные заводы используют для производства топлива так называемый прямогонный бензин, который применяется как сырье для выпуска смол, полимеров, пластмасс, и пр.

Такой бензин почти в три раза дешевле нормального топлива, поэтому велико искушение на нем заработать. Кстати, такое “топливо” еще и не облагается акцизами. Поэтому к прямогонному бензину примешивают различные добавки, в том числе и с соединениями этила, свинца, железа и марганца, и эту адскую смесь продают на АЗС.

Конечно, никто не утверждает, что наши НПЗ сами торгуют суррогатами, однако весь фальсификат идет именно оттуда.

Учитывая, что в столице требования к качеству топлива несколько жестче, чем в целом по России, то можно себе представить, что творится в регионах. Далеко ходить не надо: общеизвестно, что, например, если в Москве контролирующие органы признают бензин некачественным, то он очень часто “перетекает” в Подмосковье.

Поэтому вполне адекватной мерой выглядит инициатива московских чиновников, которые с декабря прошлого года начали публиковать “черные списки” АЗС, торгующих некачественным бензином.

Автолюбителям осталось следить за прессой, “висеть” на многочисленных форумах в Интернете, где эти официальные списки постоянно дополняются личным опытом собратьев по несчастью, и соблюдать элементарную технику безопасности во взаимоотношениях с заправщиками.

Копите чеки, и вам воздастся

Как предъявить претензию, если автомобиль вышел из строя из-за некачественного бензина?

Важно

Необходимо помнить следующее. Заправляясь на АЗС, вы вступаете в правоотношения по купле-продаже товара под названием “автомобильное топливо”. А эти отношения расписаны нормами Гражданского кодекса и Закона РФ “О защите прав потребителей” (если, конечно, автомобиль используется для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью).

А в этих законах сказано, что как продавец АЗС несет полную ответственность за качество товара, в том числе и за причинение вреда имуществу потребителя. В статье 14 Закона “О защите прав потребителей” написано: вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме.

Обнаружив какие-либо неисправности в автомобиле, появившиеся после очередной заправки машины, надо незамедлительно написать претензию руководству фирмы-хозяина АЗС.

Обязательно сохраните кассовый чек, поскольку он считается основным доказательством, подтверждающим факт покупки топлива именно на этой АЗС. Советую сохранять чек до следующей заправки. Но даже если вы не сохранили чек, это не лишает вас права предъявить претензию.

Факт покупки можно доказать и другими способами, например, свидетельскими показаниями находившихся с вами в момент заправки лиц. Если вы уже отправили автомобиль на автосервис, до ремонта желательно вызвать представителей автозаправочной станции туда заказной телеграммой.

Делается это для того, чтобы в их присутствии провести осмотр и изъять пробу топлива. Может никто не приехать. Но для вас важен факт телеграммы.

Следующим шагом будет обращение с жалобой в Московскую транспортную инспекцию (МТИ), которая должна по жалобе провести контрольную проверку продаваемого на АЗС топлива и сообщить вам о результатах. Результаты проверки тоже будут доказательствами, на которые вы будете опираться при необходимости в суде.

Секрет успеха в борьбе с бензоколонкой – точность формулировок в правильно оформленной претензии, образец которой мы публикуем.

В претензии к фирме, которой принадлежит АЗС, надо указать, когда вы приобрели топливо, какой марки и в каком объеме.

Совет

Далее следует указать, какая неисправность возникла в автомобиле по причине использования некачественного бензина, и по возможности приложить подтверждающие документы – например, заключение станции технического обслуживания. И потребовать возмещения ущерба в установленный вами, но разумный срок.

Подтверждением суммы ущерба может быть счет на оплату ремонтных работ или, если ремонт сделан, квитанции об оплате. Претензию надо обязательно отдавать под отметку о получении.

Если АЗС не соглашается с тем, что причиной поломки машины было их топливо, по соглашению сторон может быть назначена независимая экспертиза.

Расходы на экспертизу должна нести АЗС, но в случае если будет установлена другая причина неисправности, с вас вправе потребовать возмещение расходов на экспертизу.

Но даже если выводы экспертизы – не в вашу пользу, это не лишает вас возможности оспаривать заключение в судебном порядке.

Если же вы не получили ответа на жалобу в фирму в установленные сроки, защищать свои права надо в суде.

В суде кроме указанной в претензии суммы вы имеете право добавить в исковое заявление еще и требование возместить вам расходы на проведение экспертизы, оплату труда адвоката, проценты за пользование чужими денежными средствами – то есть невозвращенные вам деньги за бензин (статья 395 ГК РФ), компенсацию морального вреда.

Более того – попросите суд взыскать с организации в федеральный бюджет штраф в размере 50 процентов от суммы иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворений требований потребителя. Это пункт 6 статьи 13 Закона РФ “О защите прав потребителей”. При такой перспективе увеличения суммы выплат владельцы АЗС наверняка предпочтут возместить вам ущерб до суда.

Главное – показать серьезность намерений в отстаивании своих интересов.

Подготовила Н. Козлова

Источник: https://rg.ru/2006/01/31/benzin-avto.html

Суд обязал “Газпром нефть” заплатить за плохой бензин – новости Право.ру

По пути на похороны родственницы москвич неудачно заправил автомобиль на АЗС “Газпром нефти”. Из-за некачественного топлива машина заглохла в 130 километрах от Пензы, а ремонт ее влетел в копеечку.

Продавец не хотел признавать результаты экспертизы топлива и настаивал, что истец злоупотребляет правом, не попытавшись урегулировать спор в досудебном порядке.

Но суд не посчитал эти аргументы адекватными и признал правоту потребителя.

Ранним утром 26 июля 2014 года москвич Денис Зайцев вместе с тремя родственниками выехал в город Новокуйбышевск Самарской области. Повод для поездки был невеселым – двумя днями ранее у него умерла бабушка, и семья собиралась преодолеть больше тысячи километров, чтобы проводить ее в последний путь.

Обратите внимание

Заметив, что в бензобаке его Mazda CX-7 бензина осталось едва ли на четверть, Зайцев решил заехать на заправку. Тем более что по пути очень удачно попалась АЗС под брендом ОАО “Газпром нефть”, на которых он предпочитал заправляться, имея скидочную карту.

Залив 48 л бензина марки АИ-98 и заплатив за это 1639 руб., Зайцев поехал дальше. Однако через полтора часа автомобиль внезапно заглох, на панели приборов загорелся индикатор неисправности двигателя.

Все попытки завести машину ни к чему не привели, и 130 км, до ближайшего техцентра Mazda в Пензе, ее пришлось везти на эвакуаторе. За это Зайцев заплатил 6000 руб.

Специалисты техцентра “Автолоцман-М” поставили диагноз: загрязнение воздушного фильтра и некачественное топливо. Согласно заказ-наряду, бензин “имеет нехарактерный запах, на свечах зажигания бурый нагар, топливный фильтр загрязнен”.

Только к семи часам вечера машина снова была на ходу, а за ремонт Зайцеву пришлось заплатить 10 420 руб.

Уезжая, он забрал с собой две литровые колбы с образцами, предположительно, некачественного бензина, должным образом забранными из бензобака и опечатанными, а затем отдал топливо на экспертизу в ООО “Глав-Эксперт”.

Согласно заключению экспертизы, топливо и в самом деле не соответствовало ГОСТу по нескольким показателям. Во-первых, имело нехарактерный ацетоновый запах и осадок черного цвета. Во-вторых, анализ фракционного состава показал наличие в бензине неких тяжелых примесей. А в-третьих, были выявлены отклонения по показателю “октановое число”.

В сентябре 2014 года Зайцев обратился к мировому судье участка № 260 района Марьино с иском в отношении ЗАО “Газпромнефть-Северо-Запад” – владельцу сети автозаправок “Газпром нефть” (дело № 2-037/260/2014).

Важно

В нем он требовал возмещения расходов на эвакуацию и ремонт автомобиля, некачественное топливо и экспертизу – всего 31 060 руб., а также 100 000 руб. в качестве компенсации оплаты услуг представителя.

Кроме того, истец посчитал, что ответчик должен компенсировать моральный ущерб в размере 100 000 руб.

В обоснование последнего требования Зайцев указал, что и так находился в подавленном состоянии в связи со смертью родственницы, ехал по сложному и длительному маршруту, а внезапная поломка заставила его не только нести денежные и временные затраты, но и усилила негативные факторы – усталость, депрессию и так далее.

Ответчик требования не признал. Согласно материалам дела, юрист “Газпром нефти” А.

 Заруба говорил, что бензин на заправке в указанный период времени продавался качественный.

В качестве доказательств был предъявлен паспорт продукции от 19 июля 2014 года, декларация о соответствии и книга жалоб и предложений к АЗС, где никаких нареканий к качеству топлива оставлено не было.

Но судье Лауре Караевой эти доказательства не показались убедительными.

В решении суда говорится, что проверка конкретной партии бензина не проводилась и доказательств именно ее качества ответчик не предоставил, а от судебной экспертизы образцов, имеющихся у истца, неоднократно отказывался.

Позиция “Газпром нефти” заключалась в том, что Зайцеву нужно было сразу обратиться на АЗС, дабы там взять пробы из резервуара.

По словам адвоката Алексея Михальчика, который в суде представлял интересы Зайцева, топливо, которое было взято из бензобака машины истца, противоположная сторона называла не иначе, как “непонятно какой бензин”. В итоге Караева написала в решении, что у суда нет оснований не доверять заключению экспертизы, поэтому качество бензина было признано ненадлежащим и не соответствующим ГОСТ Р 51866-2002 (Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия).

Отклонила судья и второй довод “Газпром нефти”. Заруба говорил, что истец злоупотребил своим правом, поскольку сразу обратился в суд, а не непосредственно к ответчику.

“Мы пытались пообщаться с кем-нибудь в “Газпром нефти”, чтобы решить свой вопрос, – прокомментировал это Михальчик, – я лично туда звонил, но нам посоветовали “идти в суд”, мы и пошли”.

Совет

А судья констатировала, что “обязательный досудебный порядок разрешения споров о защите прав потребителей законом не установлен и истец вправе выбрать сам способ защиты своих прав”. Поэтому никакого злоупотребления в действиях Зайцева Караева не усмотрела.

По мнению суда, материалы дела подтверждают нарушение ответчиком прав потребителя. Смог истец доказать и факт покупки бензина на заправке “Газпром нефти”, и причинно-следственную связь между поломкой машины и использованием некачественного топлива, а также подтвердить факт нанесения морального вреда и все затраты, которые он просит компенсировать.

В результате суд обязал ответчика возместить затраты на купленное топливо, эвакуацию и ремонт автомобиля (всего 18 059 руб.), оплатить проведенную экспертизу (13 000 руб.), выплатить 2000 руб.

в качестве компенсации морального вреда, а также “в разумных пределах” (подтвержденных документально, соразмерно объему проделанной работы) оплатить услуги представителя истца в суде – 10 000 руб.

Помимо этого, суд наложил на “Газпром нефть” штраф в 10 030 руб. за несоблюдение прав потребителя. Общая сумма взысканного – 53 089 руб.

“Решение нас удовлетворило, – прокомментировал адвокат Михальчик, – С судом я не согласен только в части размера компенсации морального вреда, но в данном случае он действовал в рамках принятой практики”.

Решение суда первой инстанции было принято 24 ноября, изготовлено по запросу “Газпром нефти”. Информации об обжаловании на настоящий момент нет.

Источник: https://pravo.ru/story/view/113769/

Если залил плохой бензин – что делать?

Поговорим на тему: «если залили плохой бензин в авто». Как бороться с последствиями и что делать автолюбителю в данной ситуации.

Причина появления плохого топлива

Многие автозаправки и даже производители топлива, частенько грешат более простым и дешевым, но достаточно сомнительным способом повышения октанового числа бензина с помощью применения различных присадок.

Проблема усугубляется тем, что различные автомобили по-разному реагируют на топливо с искусственно завышенным октановым числом – даже если пакет присадок подобран качественно и введён правильно, и большинство заправившихся до Вас машин относительно благополучно «скушали» его, то именно Ваша машина может не принять его.

Плохой бензин способен испортить масло, а вместе с ним двигатель. Это обусловлено тем, что в нём может содержаться запрещенный метанол, который несовместим с пакетом присадок моторного масла. Вследствие чего многократно сокращается его ресурс.

Обратите внимание

Для дизельного топлива применяют так называемый «компот» – слитая смесь из судовых моторов и тепловозов, разбавленная керосином. В нем содержание серы значительно превышает все допустимые нормы (в сотни-тысячи раз).

Если заправиться таким «компотом» современный авто со сложной дизельной аппаратурой – это стопроцентно повлечет капитальный ремонт мотора. Так что не заправляйтесь на непроверенных АЗС.

Причина «плохого топлива» – соблазн заработать на продаже более дешёвого сорта бензина. Добавление в него запрещенных добавок (ММА и МТБЭ) обходится в сущие копейки, а приносят прибыль до 200% чистого дохода.

С помощью этих добавок любой низкооктановый бензин можно превратить в дорогие АИ-95 или АИ-98. АЗС зарабатывает всего 7-10% от реализации продукции.

Когда цены на бензин растут, то крупные заправки («Лукойл», «ГазПромНефть) ещё могут компенсировать расходы за счет внутренних резервов, а вот мелкие идут на такие «хитрости», как разбавление топлива или его недолив. Только так они выживают.

Бывает элементарное разгильдяйство – когда ёмкости долго не чистятся или «повезло» заправиться из самого дна, в котором разведена накопившаяся за долгое время грязь. Кстати, крупные заправки часто чистят свои резервуары и следят за этим, а вот мелкие АЗС могут игнорировать это.

  • Ухудшение работы свечей зажигания (принимают удар первыми и сигнализируют налётом, обычно красного цвета);
  • Нарушение работы всей топливной системы, датчика кислорода, забивается фильтр тонкой очистки, повышается нагрузка на бензонасос, забиваются форсунки;
  • Проблемы для катализатора, датчика кислорода;
  • Повышенный износ двигателя.

Почувствовать, что залили некачественное топливо, можно практически через несколько минут, хотя многое зависит от заполненности бака до заправки. Но после того как новая смесь попадает в топливопровод, Вы можете ощутить:

  • Снижение мощности двигателя, потерю динамики и реакции на педаль газа (это значит октановое число не соответствует заявленному);
  • Перебои в работе, постоянные изменения оборотов на холостом ходу (грязь в топливе);
  • Стуки и детонация (обычно из-за низкого октанового числа);
  • Увеличение расхода топлива;
  • Двигатель глохнет и плохо заводится (обычно, если топливо содержит воду или грязь).

Если в заправляемом топливе были запрещенные добавки (железосодержащие присадки), то «железный капут» придет, в первую очередь, свечам зажигания. Вторым падет датчик кислорода с топливными форсунками, а за его гибелью последует кончина каталитического нейтрализатора.

Что делать в этом случае?

Если не успели отъехать далеко от заправки, стоит вернуться. После предъявления чека и озвучивания претензий руководству АЗС, потребовать отбора проб и проведения независимой экспертизы сотрудником независимой лаборатории. В случае если экспертиза подтвердит правоту, АЗС добровольно, либо через суд возместит убытки, которые вызваны некачественной заправкой.

Будьте готовы к тому, что если подозрения оказались необоснованными, то придётся, как минимум, оплатить проведение экспертизы.

Базовый анализ бензина в лаборатории стоит всего 1300-1400 рублей (проверяют октановое число и плотность), расширенный – от 3500 рублей (исследуют также фракционный состав).

Важно

Для дизеля анализ в лаборатории дороже – от 8000 рублей. Но лучше сделать недорогой анализ на общее загрязнение и смолистые отложения.

На всякий случай повторю неоднократно уже слышанные правила, которые снизят вероятность заправки некачественным топливом:

  • Заправляйтесь только на проверенных заправках, желательно до полного бака;
  • Обращайте внимание на ухоженность АЗС, следите за недоливом бензина на АЗС;
  • Не заправляйтесь «евротопливом с приставками Ultimate и ЭКТО» на мелких заправках, есть вероятность, что его готовят недалеко и не так затратно, и не совсем «евро»;
  • Насторожитесь, если цена существенно отличается от общепринятых. Например, бензин стоит на нормальной АЗС 45 руб, а на «левой» – всего 40. Значит что-то здесь не так. Не может топливо в розницу продаваться по оптовой цене (маржа заправок всего 7-10 процентов). Значит его тут разбавляют или недоливают. Стоимость – важный критерии оценки;
  • ВСЕГДА БЕРИТЕ и сохраняйте ЧЕК! Это поможет при дальнейшем разбирательстве в суде, если возникнут проблемы.

Часто случается, что автолюбитель постоянно заправляется на одной АЗС на протяжении нескольких лет. Качество устраивает, цена приемлемая. Потом после заправки здесь же, автомобиль начинает вести себя странно – она «не едет», заводится плохо после стоянки, подергивания при разгоне. Как итог – промывка форсунок и замена свечей.

Почему так происходит? Тут виноват не «паленый» бензин, а на крупных АЗС он исключен, а халатность обслуживающего персонала. Время от времени положено промывать резервуары для топлива – для этого существует график очистки. Если это не делать, то образуется грязь на стенках, размножаются микроорганизмы, возникают смолистые отложения.

Как итог – забитые форсунки, возможно гибель нейтрализатора.

Мелкие АЗС вообще не беспокоятся об смешиваемости бензина и дизельного топлива. Его перевозят в одной цистерне без последующей очистки. Это тоже может стать причиной плохого топлива для авто.

Некоторые «автодеятели» предлагают добавить в бак высококачественный бензин АИ-98 или АИ-100 – данный способ пусть и наиболее недорог, но сработает только при низком октановом числе бензина и никак не защитит от примесей в нём.

Статьи по теме

Источник: https://amastercar.ru/blog/zalil-ploxoj-benzin.html

Топливное оборудование для АЗС

Никто из автовладельцев не застрахован от банального, но весьма обидного происшествия – заправка некачественным топливом на АЗС. Как было справедливо подмечено кем-то, АЗС – тот же магазин, только поменять купленный товар уже не получится. Впрочем, как и отличить его от второсортного.

Существует множество способов подделки топлива. В ситуации с бензином многие недобросовестные продавцы просто повышают октановое число топлива путем добавления некоторых присадок, например ферроценов, которые вроде как собираются запретить, но пока они абсолютно законны.

50 мг ферроцена (килограмм стоит около 10 долларов) на литр бензина способны превратить А-92 в А-95. Выгода для заправщика очевидна. А вот проконтролировать подобные махинации практически невозможно. Ущерб же значителен – “обогащенный” таким образом бензин буквально сжигает и свечи, и каталитические нейтрализаторы автомобилей.

Совет

Сколько может стоить ремонт “пострадавшего” автомобиля, владельцы иномарок прекрасно понимают.

Кроме ферроценов, недобросовестными продавцами используются и другие присадки. В разумных концентрациях они не вредны, однако их избыточное количество приводит к различным последствиям:

  • монометеламелан (ММА) вызывает отложения на направляющих клапанах и в камере сгорания, т. е. повышенное нагарообразование;
  • метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) приводит к коррозии топливной системы и разрушению резиновых уплотнений, а также снижает мощность двигателя;
  • сера обладает отличными антикоррозийными свойствами и хорошей смазывающей способностью, но при передозировке приводит к токсичности выхлопа, выводя из строя каталитические нейтрализаторы;
  • превышение концентрации фактических смол приводит к залипанию клапанов и нагару.

Качество дизельного топлива – еще большая беда. Многие из производителей современных автомобилей с высокотехнологичными турбодизелями просто отказываются поставлять свою продукцию на местный рынок, чтобы вероятные поломки дизельных моторов не испортили имидж компании.

Случаи, когда зимой вместо специального дизтоплива, адаптированного для низких температур, продавали легкозамерзающую летнюю смесь, встречаются тут и там.

От подобных подмен страдают даже неубиваемые тракторные дизели, что уж говорить о высокотехнологичных иностранных моторах.

Как ни странно, но в России до сих пор нет структуры, которая занималась бы контролем за качеством автомобильного топлива по всей стране. Службы контроля работают лишь в крупных компаниях.

Например, ОАО “Красноярскнефтепродукт” имеет в своем составе сертифицированную лабораторию, которая проверяет качество нефтепродуктов на всех этапах (покупка у завода-изготовителя, транспортировка до АЗС и продажа потребителю). Естественно, содержание лаборатории стоит денег, но в КНП говорят, что неизменное качество и, как следствие, доверие клиентов дороже.

К сожалению, далеко не все владельцы АЗС думают так же, тем более что лишить лицензии недобросовестных заправщиков очень сложно – только по решению суда. Так что бензин разбавляли и будут разбавлять – это позволяет получать сверхприбыли.

Даже если на заправке вывешен лист контроля качества топлива, это еще ни о чем не говорит. Владелец АЗС может действительно купить качественный бензин, но потом ему ничего не мешает добавить в него суррогат. Нередки и случаи подделки документов.

Обратите внимание

Как же быть простым потребителям, которые уже пострадали от некачественного топлива? Они имеют право обратиться в отдел защиты прав потребителей, который организует проверку и по ее результатам выпишет штраф.

Только далеко не все об этом знают, а многие из тех, кто знает, предпочитают обойтись без обращения в госорганы, поскольку не верят в положительный исход дела.

Теоретически можно потребовать от владельца АЗС возместить ущерб, причиненный автомобилю из-за использования некачественного бензина, однако, как показывает практика, сделать это весьма непросто.

Самый же простой способ избавить себя от лишних забот – заправляться только на АЗС с хорошей репутацией и известной торговой маркой.

На заправках ОАО “Красноярскнефтепродукт” можно быть уверенным, что заливаешь в бак не суррогат, а действительно качественное топливо.

И даже если на соседней заправке вам предложат бензин значительно дешевле, то сначала стоит оценить возможные риски, ведь ремонт автомобиля будет стоить гораздо больше, чем удастся сэкономить на “бодяжном” топливе.

Источник: https://pro-azs.ru/bry/special/kak-zaschitit-mashinu-ot-nekachestvennogo-benzina

Как защитить новый автомобиль (от некачественного топлива, от агрессивной среды…)

Покупка нового автомобиля всегда событие. Хлопоты как при рождении ребенка: пеленки, подгузники, бутылочки с питанием. Каждому автовладельцу хочется, чтобы состояние нового у автомобиля продолжалось как можно дольше. А если и придется продавать, то за максимальную сумму.

Значительное число автовладельцев, при покупке нового автомобиля не идут дальше приобретения аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки. Если Вы придерживаетесь подобной философии, то дальнейший текст не для Вас.

Мы будем говорить о том, как защитить новый автомобиль от эксплуатационных проблем, не ограничивающихся наличиемотсутствием аптечки.

Важно

На что, прежде всего, стоит обратить внимание? На кузов – самую дорогую часть автомобиля. Именно отменное состояние кузова и салона позволят в будущем максимально выгодно продать автомобиль, а также сделать его эксплуатацию эстетически приятной.

Первое – сохранение и консервация лака. Это не та консервация, которая нужна при постановке на хранение. Современные полироли для новых покрытий не просто защищают лак при хранении и от погодных влияний, но и придают сверкающий блеск, такой приятный для глаза в эксплуатации.

Рекомендуем использовать Liqui Moly HARD WAX, неабразивная  полироль для защиты новых покрытий. Однократной обработки хватает для полноценной защиты и блеска на три месяца.

Регулярное повторение процедуры полировки делает лакокрасочное покрытие автомобиля практически вечным, так как неабразивная полироль не утончает слой лака.

Внимание нужно и салону. В самом начале эксплуатации очень полезно выгнать «пластиковый» фенольный запах, свойственный практически любому современному автомобилю, Mercedes не исключение.

А далее достаточно поддерживать интерьер в чистоте и лоске, с чем поможет справиться полироль для пластика Liqui Moly Kunststoff-Tiefen-Pfleger. Эта полироль и очистит мелкие загрязнения, и удалит запах, и придаст поверхности матово-шелковистый блеск.

Одной обработки хватает на срок до полугода, останется лишь стирать пыль, лоск поверхности сохранится.

В дополнительной защите нуждается и двигатель. Прошли те времена, когда известные производители делали двигатели, способные преодолеть миллионный рубеж пробега. Конструкции усложнились, надежность и ресурс потерялись где-то по дороге.

Совет

Даже современные высококачественные масла поправят положение лишь частично, и то, если официальные дилеры, осуществляющие гарантию, будут добросовестны, не будут лить то, что принесет им наибольшую прибыль, а не защиту двигателя от износа.

Даже абсолютно новый двигатель нуждается в дополнительной защите, и её дают дополнительные присадки в моторное масло. Грамотно подобранная присадка может увеличить ресурс двигателя вдвое. Для выбора, важно понимать под какое масло сконструирован ваш автомобиль. Это прописано в инструкции на автомобиль, но есть и общие моменты.

Если это «японец», «кореец» или «американец», то, скорее всего, будут рекомендованы маловязкие масла типа 5W-30. Для маловязких масел лучше подходит Molygen Motor Protect. Для «европейцев», за некоторыми исключениями, часто рекомендуются полновязкие масла типа SAE 5W-40. Для полновязких масел лучше использовать присадку Cera Tec.

Кроме увеличения ресурса, защитные антифрикционные присадки снижают шумность работы, расход топлива и в целом увеличивают надежность эксплуатации автомобиля. Более подробно о защитных присадках, продевающих ресурс двигателя, прочесть можно здесь. 

Наиболее важный вопрос защиты автомобиля – защита топливной системы. Важна именно защита с самого начала эксплуатации, пока автомобиль новый. Необходимо сделать так, чтобы у загрязнений, которые характерны для отечественного топлива, не было шанса «прописаться» в агрегатах топливной аппаратуры.

Очищающие присадки в топливо не только поддерживают в чистоте форсунки, топливные магистрали и всевозможные датчики. Они защищают и масляную систему от попадания несгоревшего топлива в поддон двигателя. Это важно не только для автомобилей с классическими конструкциями впрыска, но и инновационных систем непосредственного впрыска.

Загрязненная  форсунка не распыляет топливо, а подает топливо каплями или струей. Капли топлива не успевают испариться и топливо попадает на стенки цилиндров, стекает вниз попутно смывая масляную пленку, попадает в масляную ванну и смешивается с маслом. Масло при этом теряет вязкость и сильно окисляется, приходя в негодность, понятно, что двигателю это не идет во благо.

Постоянно используя очищающие присадки в топливо, вы поддерживаете заводские характеристики двигателя и защищаете его от возможных проблем с топливной и масляной системами.

Обратите внимание

Как профилактическое средство рекомендуем Liqui Moly Langzeit Injection Reiniger, для устранения уже возникших проблем для обычного впрыска Injection Reiniger High Performance, для непосредственного впрыска типа GDI, 4D, TSI и подобных – Direkt Injection Reiniger. Более подробно по работе присадок в топливо можно прочитать здесь.

Конечно, весь перечень мероприятий по защите нового автомобиля приведен для перфекционистов и в каждом конкретном случае вы выберете то, то для вас наиболее важно.

Источник: http://new.liquimoly.ru/kak_zashhitit_novyj_avtomobil.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector