Когда появилось первое такси центрального округа москвы

Первые такси в Москве

В 1925 году в Москве насчитывалось до пяти тысяч извозчиков, до тысячи легковых выездов учреждений и до двух тысяч всех легковых автомобилей. Общественный транспорт был представлен трамваями и только-только зарождавшимися автобусами. Для улучшения транспортного обслуживание горожан, в пику частным компаниям и извозчикам, городские власти решили развивать сервис общедоступного такси.

Коммунхоз Московского Совета закупил новые “Renault” и “FIAT”, установил фиксированные цены на услуги таксомоторов, в гараже № 1 Отдела Коммунального хозяйства был основан первый таксомоторный парк.

И 21 июня 1925 года по столичным улицам начали ездить первые 15 таксомоторов – “комфортный транспорт, доступный рабочему человеку”. Такси в Советской России были исключительно государственные.

Обратите внимание

Таксомоторы быстро полюбились горожанам, поскольку стоили дешевле привычных извозчиков.

Московское такси. 1925 год

Советская пресса отметила открытие таксомоторного движения в Москве как сенсационное достижение рабоче-крестьянской власти: “Недавно на улицах нашей красной столицы появились такси. Нужно сказать, что в условиях нашей системы тот факт, что такси являются собственностью государства, облегчает задачу их эксплуатации”.

На третий день работы такси газета “Рабочая Москва” писала: “Требования на таксометры значительно превышают возможность удовлетворения. На многочисленные заказы по телефону гараж вынужден давать отрицательные ответы, так как свободных таксометров в гараже нет. Все таксометры в течение 16 часов находятся в движении”.

Только за первый месяц работы машины дали городу четыре тысячи рублей. Выгода была очевидной: каждый “Renault”, при значительно меньших издержках, ежедневно приносил городскому бюджету 10-12, а то и 15-17 рублей.

Такси “Renault” получили в народе прозвище “браунинг”. О чем, собственно, в “Золотом теленке” и написали Ильф и Петров: “В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов “Рено”. 120 автомобилей! И это в то время, когда по Парижу бегали 16 тысяч аналогичных таксомоторов.

В первые же годы работы таксомоторов были организованы стоянки – биржи такси, где пассажиры ожидали свободную машину. Их расположили на самых оживленных площадях: Страстной (ныне Пушкинской), Свердлова, Арбатской и у Курского вокзала.

В 20-е годы действовала сложная система тарификации. Согласно тарифу, за одну версту (1066,8 метра) по счетчику брали 40 копеек. За час проезда на такси – 4,5 рубля.

Если водитель вез одного пассажира, поездка оплачивалась по первому тарифу, двоих – по второму и троих – по третьему. В случае выезда за черту города полагалась двойная оплата. Ночной тариф обходился на четверть дороже.

Важно

И всё же поездка получалась не дороже, чем на извозчике. Неопытному водителю на руки выдавали справочную табличку со всеми тарифами. За работой шоферов на линии следили контролеры.

Вплоть до 1926 года такси были лишь в Ленинграде и Москве и только многим позже стали появляться в менее крупных городах страны. В 1930 годы в СССР активно развиваются таксопарки.

В 1927 году таксомоторные предприятия Москвы, которых стало уже три, выпускали на линию 120 автомобилей.

К 1930 году в Москве работало уже два государственных таксомоторных гаража.

Для расширения парка такси была закуплена опытная партия автомобилей “FIAT”, но они не прижились и таксомоторный парк пополнился автомобилями “Ford”, с которых, собственно, и начинали дореволюционные таксомоторные общества. Новые такси были оборудованы таксометрами с освещенным циферблатом и красным флажком с надписью “Свободен”.

Московское такси Форд. Фото 1935 год

В 1934 году были выпущены легковые автомобили отечественного производства и таксопарки быстро переориентировались на отечественные машины: “ГАЗ-А” и “M-1” (“эмка”). Начиная с этого времени иномарки в СССР в такси больше на работали, наступила эпоха первого автомобильного импортозамещения.

В 1936 году появились “эмки” и такси стало действительно массовым средством передвижения.

Если к 1935 году в столице ездило около 500 машин, то в 1939 году жителей и гостей столицы обслуживали пять таксопарков и почти 3,5 тысячи машин с шашечками.

По сравнению с главными европейскими столицами эта цифра, конечно, была просто смехотворной. В одном только Париже в 1925 году было 16 000 такси, а в Лондоне – 8 000.

Совет

В 1936 году тариф на поездку в таксомоторе был единым для всех городов и составлял: в дневное время – 80 коп. за 1 км в городе и 1 р. 20 коп. – за городом, а в ночное время – 1 р. 20 коп. как для городских, так и загородных поездок.

В годы Великой Отечественной войны все пригодные для этого машины ушли на фронт. Из-за плохой проходимости по бездорожью в парках остались преимущественно ЗиС-101.

И поэтому после войны, когда такси вновь появилось на улицах Москвы и крупных городов, некоторое время клиентов обслуживали старые лимузины.

Списывать со счетов довоенные ЗиСы стали в 1946-1947 годах, когда в послевоенные годы Горьковский завод начинает выпускать автомобили “Победа”. И именно они стали основным автомобилем такси.

А чтобы таксомоторы выделялись из общего потока автомобилей, свою лепту вновь внес Моссовет, когда принял решение раскрасить все машины с шашечками по единому стандарту: светлый верх, серый низ, опоясанный шашечками.

Кстати, шашечки на дверцах таксомоторов появились в 1948 году, а в 1949 году в правом углу лобового стекла загорелся зелёный огонек, говорящий о том, что машина свободна.

В середине 50-х таксомоторные парки отказались от единой расцветки такси, и теперь на маршрутах можно было встретить машины разных оттенков. Объединяло их только одно – все автомобили по-прежнему расписывали шашечками.

Эра “Волги” открылась “двадцать первой” (ГАЗ-М-21) моделью в 1957 году. В отличие от “Победы” салон “Волги” первой серии, которую называли “первый выпуск со звездой” из-за бросающейся в глаза пятиконечной звезды на бампере, был намного просторнее. И именно на “Волгах” впервые начала внедряться система радиотелефонной связи с диспетчером.

Кстати, легендарное такси ГАЗ-21 неоднократно появлялось на экранах. На “Волге” ездил главный герой фильма “Три тополя на Плющихе” таксист Саша. Позже этот же автомобиль появился в фильмах “Берегись автомобиля” и “Бриллиантовая рука”.

Количество советских такси увеличилось в 6 раз, затем начали выпускать легковые такси ЗИС после появления которых, заказ такси в Москве стал общедоступен для основной массы людей.

К 1971 году в Москве уже ездило около 14200 легковых такси. Они приносили огромную прибыль, и автомобили окупались в течение первого же года службы. Стоит отметить, что до 1973 года проезд в такси стоил 10 копеек за километр. Столько же стоила, к примеру, бутылка газированной воды “Буратино” или детский билет в кино.

Обратите внимание

с 1971 года Горьковский автозавод начинает целенаправленно выпускать машины “Волги” ГАЗ-24 светло-салатовой окраски. Во время подготовки к московской Олимпиаде-80 по международным требованиям такси становится ярко-лимонного цвета, а на крыше у него появляется оранжевый плафон с шашечками, который подсвечивается в ночное время.

Именно в таком виде у многих и запечатлено в памяти такси времен СССР. А также очереди к этим машинам, выстраивающиеся на вокзале, которые так хорошо показала в своем фильме “Карнавал” режиссер Татьяна Лиознова.

В середине 1980-х в столице курсировало уже около 20 тысяч такси, которые принадлежали 21 автопарку.

Вместе с ярко-лимонной “Волгой” канула в Лету целая страна. В конце 80-х таксомоторные парки строили планы на будущее, расписывая на десять лет вперед, какие машины они закупят. Но в 1991 году государственное такси приказало долго жить.

После распада Советского Союза большую роль по перевозке пассажиров взяли на себя индивидуальные “частники”. Долгое время этот рынок оставался полулегальным. Ближе к 2000 году ситуация в сфере перевозок с помощью такси выправилась – появились организации, предоставляющие населению такие услуги по фиксированным тарифам, с приемлемым уровнем обслуживания.

Сегодня в больших городах России имеются полностью легальные таксомоторные предприятия со всеми атрибутами, как то: собственный автопарк, техосмотр, счётчики и так далее. Есть (особенно в небольших городах) также полностью нелегальные частные извозчики и полулегальные фирмы, по статусу находящиеся где-то посередине.

Источник: https://tunnel.ru/post-pervye-taksi-v-moskve

Как появились и развивались маршрутные такси в СССР и России

В наши дни маршрутки, несмотря на многочисленные нарекания, связанные с безопасностью и качеством обслуживания пассажиров, являются едва ли не самым популярным видом транспорта.

Главные достоинства маршрутного такси — доступность, мобильность и невысокая стоимость проезда. В Советском Союзе маршрутное такси появилось в 1930-е годы в Москве.

Первыми маршрутками были ЗИС-101, рассчитанные на 6 пассажиров. 

Идея совместить основные достоинства легковых автомобилей (комфорт и скорость) с преимуществами многоместного маршрутного общественного транспорта (пассажирам и перевозчикам не нужно искать друг друга и оговаривать цену за проезд) возникла на заре массового автомобилестроения у владельцев личных машин. С появлением Ford-T автомобиль перестал быть предметом роскоши.

Важно

Именно тогда счастливые обладатели автомобилей надумали дублировать частным извозом наиболее оживленные участки трамвайных маршрутов в крупных городах. Такие нелегальные перевозки вскоре получили широкое распространение и даже заслужили в США сленговое прозвище jitney, «дешевый», «третьесортный».

Пик этого бизнеса пришелся в Америке на 1914 год, после чего городские власти начали «закручивать гайки». Во-первых, страдали трамвайные компании, исправно платящие налоги, во-вторых, расплодившиеся «дикие маршрутки» вносили в уличное движение хаос, создавая угрозу безопасности. Бизнес в конце концов сошел на нет, но идея осталась.

В нашей стране решили использовать для работы в таксопарках шикарные «правительственные» автомобили. В 1936 году московский автозавод им. Сталина освоил массовое производство автомобилей высшего класса ЗиС-101. Важно было показать и гражданам СССР, и всему миру, что наша промышленность преодолела новый качественный рубеж.

Однако количество выпускаемых ЗиСов существенно перекрывало потребность в них государственных и партийных чиновников. И в том же 1936 году несколько таких машин запустили по Садовому кольцу в качестве такси. На Панской улице за Савеловским вокзалом был организован новый таксомоторный парк (Тринадцатый), в который стали поступать автомобили ЗиС-101.

Однако эксплуатация этих машин обходилась недешево. Как следствие – плата за проезд в люксовых таксомоторах существенно превышала таксу обычных машин, что не способствовало их популярности у пассажиров.

Вот тогда власти и вспомнили об идее совмещения наемного извоза и маршрутного транспорта, разумеется, объяснив начинание заботой о благе трудящихся.

Для улучшения обслуживания «москвичей и гостей столицы» в 1938 году были открыты маршруты легкового такси ЗиС-101, связывающие московские вокзалы, аэропорты и основные магистрали с наибольшими пассажиропотоками, а также два междугородных маршрута: Москва-Ногинск и Москва-Бронницы.

Оплата за проезд в таких такси была фиксированной, согласно тарифам по заданным маршрутам. Например, чтобы доехать от площади Свердлова до Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, нужно было заплатить 3 рубля.

Когда началась война, большая часть подходящих для фронтовых условий автомобилей была мобилизована, службы такси, по понятным причинам, приостановили свою работу (незначительное количество оставшихся машин обслуживало по договорам предприятия), а московские ЗиСы были законсервированы.

Возрождение московского такси началось в 1945 году на базе Третьего таксомоторного парка. И началось именно с маршруток. Снятые с консервации ЗиС-101 выехали на маршруты по Садовому и Бульварному кольцу и от Рижского вокзала до площади Свердлова.

Совет

На «садовом» и «рижском» маршрутах «коммунальные» автомобили высшего класса пользовались повышенным спросом, а вот на Бульварном кольце пассажиры игнорировали маршрутки. Из-за небольшого количества работы и обилия зеленых насаждений таксисты прозвали «бульварный» маршрут «кислородным». На него в виде наказания «ссылали» проштрафившихся водителей.

В послевоенное время в Москве появился еще один тип маршруток — грузопассажирские такси. Их маршруты были проложены от московских вокзалов к крупным столичным рынкам. Пользовались ими в основном сельские жители, привозившие по утрам в город излишки своей продукции. Обслуживали эти маршруты грузовики ГАЗ-MM с открытыми кузовами, в которых колхозники располагались вместе со своими баулами.

Московская инициатива не осталась незамеченной, и вскоре похожий транспорт появился в Киеве, Харькове и других городах. В 50-е годы на этих маршрутах уже эксплуатировались специальные грузопассажирские автобусы, но с приходом к власти Хрущева «рыночные маршруты» исчезли.

В 1947 году Первый таксомоторный парк Москвы получил 30 автомобилей ЗиС-110. Большая их часть использовалась именно в качестве маршрутных такси, причем «дальнего следования». Дело в том, что в первые послевоенные годы работа общественного транспорта восстанавливалась медленно и тяжело, поэтому легковые такси часто нанимались для достаточно дальних поездок.

Таксисты подсаживали в машину сразу нескольких пассажиров, едущих в одном направлении. При этом сумма, необходимая для оплаты поездки, делилась между ними. В результате, были довольны и пассажиры, и водитель.

Государство посчитало, что выгоднее это стихийно возникшее явление упорядочить, чем бороться с ним.

И в 50-х годах появились междугородные таксомоторные маршруты (Москва-Симферополь, Москва-Харьков, Москва-Владимир, Москва-Тула и Москва-Рязань), на которых использовались комфортабельные, скоростные и вместительные автомобили ЗиС-110. Проезд в междугородных такси осуществлялся по билету, который пассажир мог купить на автостанциях.

Читайте также:  Редуктор заднего моста газель

Весной 1955 года в Москве на Трубецкой улице был организован гараж междугородных перевозок, укомплектованный новенькими «Победами» (позже стали поступать и 21-е «Волги»). При этом у Первого таксомоторного парка «маршрутную деятельность» отобрали.

Обратите внимание

Некоторое время ЗиС-110 продолжали обслуживать единственный регулярный маршрут от площади Свердлова до аэропорта «Внуково». В 1958 году все ЗиС-110 были списаны, на «внуковском» маршруте их заменили поступившие в Первый таксомоторный автомобили ЗиМ.

Именно с междугородных маршрутов началась история маршрутных такси в Ленинграде. 30 апреля 1960 года от автовокзала № 1 (площадь Мира) в Лугу, Новгород, Сланцы и Нарву начали курсировать машины ГАЗ-12. В июне 1960 года появился и первый городской маршрут (ДК Промкооперации-Новая деревня).

Именно в 60-х в нашей стране были организованы пункты проката легковых машин, а маршрутки уверенно заняли промежуточное положение между массовым пассажирским транспортом и легковыми такси.

В жизни московской службы такси произошло два знаменательных события: с улиц исчезли последние «Победы» (основным рабочим автомобилем стала 21-я «Волга»), а в роли городских маршруток дебютировали 12-местные рижские микроавтобусы «Латвия» (РАФ-977ДМ).

Их эксплуатация обходилась дешевле маршрутного извоза на легковых автомобилях большого и высшего класса. Цена за проезд во вместительной маршрутке снизилась, этот транспорт стал более демократичен, приблизившись к современному формату.

1 ноября 1962 года в Ермаковой роще был организован Комбинат проката легковых автомобилей. Помимо прокатных легковушек, в его состав входили три автоколонны маршрутных «рафиков». В 1964 году на комбинате была организована автоколонна таксомоторов, состоящая из автомобилей «Москвич-408» и М-21.

12 ноября 1968 года Комбинат проката переименовали в 14-й таксомоторный парк, работа по прокату легковых автомобилей была прекращена. К 1976 году в парке насчитывалось 433 легковых такси «Волга» и 422 автомобиля РАФ на 40 маршрутных линиях.

Численность работающих составляла 1709 человек. Четырнадцатый парк стал основной базой московских маршрутных такси. Небольшие колонны были и в других парках (далеко не во всех), но 14-й являлся базовым. В 80-е годы в нем по-прежнему насчитывалось до 400 РАФов.

С конца 70-х РАФ-977ДМ начали уступать место на маршрутных линиях более современным моделям Рижской автобусной фабрики – РАФ-2203 и РАФ-22032.

Служба маршруток активно развивалась и в других городах страны. Причем, в зависимости от местной специфики, маршрутные такси выполняли разные задачи. Например, в Москве и Киеве маршрутки довозили людей от метро до крупных торговых и промышленных объектов, в Ленинграде — позволяли туристам с комфортом добраться до парков и фонтанов в Пушкине, Павловске и Петродворце.

Важно

Повышенным спросом в северной столице пользовалось круглосуточное маршрутное такси «39-Э», соединявшее Центральное агентство воздушных сообщений на Невском проспекте с аэропортом «Пулково».

В других областных центрах, не имеющих метро, линии маршруток соединяли удаленные районы города. Иногда они дублировали маршруты других видов городского общественного транспорта, иногда выступали в роли удобной альтернативы.

Роль маршруток радикально изменилась после развала СССР и зарождения рыночной экономики. Муниципальные автобусные парки и бюджетные трамвайно-троллейбусные управления лишились возможности не только приобретать новые машины, но и ремонтировать старые.

Движение городского транспорта во многих регионах страны стало разваливаться, и на этой волне настоящей «золотой жилой» для предпринимателей стала возможность организовывать движение частных маршруток. Прекрасным подспорьем этому стало освоение массового производства «маршрутной» модификации ГАЗели (ГАЗ-322132), начатое в 1996 году.

Источник: http://carakoom.com/blog/kak-poyavilis-i-razvivalis-marshrutnye-taksi-v-sssr-i-rossii

Дата дня: 21 июня в Москве появились первые такси

Певица Валерия участвует в праздновании 90-летия московского такси, 21 марта 2015 года. Фото: из архива.

Певица Валерия участвует в праздновании 90-летия московского такси, 21 марта 2015 года. Фото: из архива.

21 июня 1925 года на московских улицах появились первые такси – таксомоторы. Они стоили дешевле привычных извозчиков и быстро полюбились горожанам.

Первое время москвичей обслуживали иномарки — «Рено», «Форды» и «Фиаты». С развитием отечественной автомобильной промышленности таксопарки быстро переориентировались на автомобили «ГАЗ-А» и «M-1» («эмка»).

К 1935 году в столице ездило около 500 машин, а в 1939 году – уже больше 3 тысяч.

Тем не менее, с Парижем и Лондоном Москва пока тягаться не могла – их таксопарки к 1925 году насчитывали 16 и 8 тысяч единиц такси.

После окончания Великой Отечественной войны в Советском Союзе появились первые «маршрутки» – грузопассажирские «ГАЗ-АА» с открытой грузовой платформой. Машины перевозили пассажиров с вокзала на вокзал. В 1950-х годах в такси начинают работать машины представительского класса – «ЗИС-110» и «Победа».

«Шашечки» и зеленые огоньки появляются на бортах всех советских такси в конце 1940-х — начале 1950-х годов. С 1960-х годов главной машиной таксопарков становится комфортная «Волга-24».

К 1971 году в Москве уже ездило около 14,2 тысяч легковых такси. Они приносили огромную прибыль: автомобили окупались за первый год службы.

В середине 1980-х в столице курсировало уже около 20 тысяч такси, которые принадлежали 21 автопарку.

Совет

С распадом Советского Союза перевозку пассажиров взяли на себя «частники», но с середины 1990-х годов таксопарки стали возрождаться. Сегодня в Москве работает более 65 тысяч легальных таксистов, что сравнимо со многими мировыми мегаполисами. Ежедневно услугами такси в столице пользуются более 260 тысяч человек. В часы пик машину подают через 7 – 8 минут после вызова.

В конце 2011 года компания, владеющая крупнейшим российским поисковиком в сети Интернет, запустила в столице мобильное приложение, позволяющее заказать такси онлайн.

Работая с несколькими таксопарками, сервис автоматически определяет местоположение пассажира и направляет к нему ближайшую машину. Развитие системы заказа такси через интернет увеличило конкуренцию среди перевозчиков, улучшило сервис и снизило цену проезда.

За последние два года стоимость поездки в московских такси снизилась на треть. В среднем, проехать на такси по столице сегодня можно за 500 рублей.

Источник: http://CAOinform.ru/data-dnya-21-iyunya-v-moskve-poyavilis-pervyie-taksi/

История такси

Примитивные прототипы такси появились в Лондоне в 1636 г. и в Париже годом позже. Первые моторизированные наемные экипажи — фиакры [фр. fiacre] появились во Франции в 1896 году, но особым успехом не пользовались.

Бедным они были не по карману, у богачей имелись свои личные экипажи, а средний класс рисковал воспользоваться их услугами лишь в исключительных случаях. Причиной тому было отсутствие строгого единого тарифа на перевозку. В 1891 году немецкий ученый Вильгельм Брюн изобрёл первый таксометр и ситуация стала быстро меняться.

В 1907 году на улицах английской столицы появились первые таксомоторы оборудованные таксометрами и спрос на услуги такси резко возрос.

Следует отметить, что самими таксистами новшество было воспринято недружелюбно, ибо мешала утаивать часть прибыли от хозяев таксопарка и назначать за проезд заведомо завышенную цену в зависимости от выгоды ситуации (ночь, путешествие в криминальный район города, дождь, мороз… и т. д.). Но рынок заставил нечистых на руку водителей измениться или покинуть этот бизнес и в скором времени компания «Рено» наладила серийное производство машин со встроенными таксометрами.

Современные нью-йоркские такси красятся для определения в жёлтый цвет, иногда с чёрно-белыми шахматными участками, а на крыше имеют подсвечивающуюся в ночи лампочку с номером «медальона» (лицензии). Жёлтые такси были оснащены радиосвязью с диспетчерами в 60-х годах XX века.

Однако это привело к многочисленным жалобам со стороны пассажиров, поскольку машина, следующая на определённый адрес по вызову, не могла подобрать «голосующих» на улице.

На сегодняшний день у жёлтых такси вообще нет диспетчеров: эти такси предназначены исключительно для подбора пассажиров на улице и не имеют права работать по вызову. Помимо жёлтых такси, в Нью-Йорке также имеются кар-сервисы — компании, осуществляющие легковые перевозки в заказном порядке, то есть по вызову.

Водители и диспетчеры кар-сервисов обычно пользуются радиосвязью. Они не имеют право использовать счётчик. Кроме того, их машины не могут иметь на крыше лампочку, характерную для такси. Лондонские такси традиционно красятся в чёрный цвет, польские такси обычно разноцветны.

В Гонконге существуют 3 типа окраски такси, наиболее частый — красный, зелёные такси используются в районе Новых Территорий, а синие — на островах Лантау. В ОАЭ это, как правило, кремовый цвет. В Сингапуре — голубые.

Такси в России. Дореволюционная Россия

В дореволюционной России пересечение всех железных дорог осуществлялось в Москве. В связи с этим спрос на транспорт был очень велик.

Те, кто приезжал или уезжал, должен был каким-то образом добираться до назначенного места или вокзала. Извозчики решали проблему лишь частично, которые возили людей по всему городу.

Были установлены места для стоянок, но системы тарифицирования и заказов не существовало.

Обратите внимание

Газета «Голос Москвы» в 1907 году оповестила читателей, что в Москве появился новый извозчик на автомобиле. Плакат, который гласил «Извозчик.

Такса по соглашению» призывал желающих добраться до определенного места с повышенным уровнем комфорта.

Этот пример послужил развитию таксомоторных служб и в течении 10 лет стало появляться огромное количество машин, которые развозили пассажиров за плату.

После революции 1917 года эта услуга была остановлена. Развитие началось несколькими годами позже, в 1924 году в декабре, когда Моссовет решил создать парк советского такси. Был установлен план закупки 200 автомобилей от производителей Fiat и Renault.

Первые автомобили

Июнь 1925 года был знаменателен тем, что первые 15 автомобилей с разрешения Моссовета выехали на улицы города. Такса за проезд была одинакова и 1 верста стоила 50 копеек, а оплата за час стоила 4 рубля 50 копеек. Данные услуги были «по карману» лишь богатым людям.

Вплоть до 1926 года такси были лишь в Ленинграде и Москве и только многим позже стали появляться в менее крупных городах страны. В 1934 году были выпущены легковые автомобили отечественного производства, что позволило заметно расширить таксомоторный парк. Начиная с 1934 года, такси стало доступно не только обеспеченным жителям, но и среднему классу.

Основную массу машин в послевоенное время составляли «Победы» (ГАЗ-М20), а в 1948 году была поставлен зеленый огонек и шахматная полоска, что сигнализировало о том, что такси не занято.

Когда появилась 21-я модель волги, такси начали окрашивать в красно-белый цвет, а ГАЗ-24-02 и ГАЗ-24 были седанами светло-зеленого цвета с гребешками оранжевого цвета на крыше, но вскоре они были вытеснены новыми моделями ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102.

История такси начинается с созыва Думской комиссии в 1899 г ., которая должна была разработать и установить таксу за проезд на извозчике. В связи с этим комиссия заинтересовалась таксометром, изобретение которого принадлежит инженеру А.Г. Кацкому. С внедрением такого таксометра и началась история такси в России.

Таксометры устанавливались на экипажи, запряженные лошадьми, которые занимались извозом. Однако днем рождения такси принято считать 22 марта 1907 г. Именно в этот день в столице Великобритании на улицах появились первые автомобили такси, оснащенные удивившими местную публику устройствами – таксометрами. В 1912г.

Важно

в Москве насчитывалось 328 таксомоторов, а в Санкт-Петербурге — более 220 и в других крупных городах России таких как Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород и др. — от трех до десяти в каждом. После 1917г. таксомоторный транспорт исчез, надолго. В декабре 1924 г. Моссовет принял решение о покупке автомобилей-такси марок Рено и Фиат.

Московскому коммунальному хозяйству (МКХ) было поручено дать новый заказ на 200 таксомоторов с условием его выполнения в полуторагодичный срок.

Первые 15 таксомоторов начали эксплуатироваться с июня 1925 г. Гараж на 60 машин находился в Орликовом переулке.

Несмотря на то, что таксомоторными перевозками занялись исключительно государственные предприятия, в работе такси с самого начала имелись очень серьезные недостатки, главным из которых являлась практически полная бесконтрольность, и вытекающие отсюда постоянные нарушения правил эксплуатации таксомоторного транспорта.

В порядке опыта попытались использовать приборы автоматического контроля «Автограф», отмечающий на специальном бланке скорость движения автомобиля в реальном масштабе времени, время движения и остановок, общий пробег и расстояние каждой отдельной поездки. Результаты испытаний и дальнейшая судьба этих приборов неизвестны.

Плата в московском такси с 7 часов утра до 12 часов ночи при количестве пассажиров не более трех была установлена: за посадку — 40 коп, и за каждый километр пробега — по 40 кол. При 4-5 пассажирах в те же часы и при поездке 1-3 пассажиров в ночное время: за посадку — 40 коп., за 1 км пробега — 50 коп. Поездка 4-5 пассажиров в ночное время оплачивалась: за посадку — 90 коп., за 1 км пробега — 50 коп.

В 1925−1926 гг. крупные европейские города имели: Париж — 16 тыс., Лондон — 8,3 тыс., Берлин — 8 тыс. таксомоторов. В 1927г. таксомоторный транспорт Москвы имел 120 автомобилей.

Гаражи для автомобилей-такси находились в Георгиевском и Гороховском переулках, но ремонт машин производился по-прежнему в Орликовом переулке. Таксомоторы привозили дневную выручку около 50 руб.

Читайте также:  Как выставить зажигание без страбоскопа

при среднем режиме работы 15,3часа, общем пробеге 133,1км, платном пробеге 110,3км и двадцати поездках с пассажирами. Выручка с пассажира таксомотора в Москве (1935г.) была в 1,5 раз выше, чем с пассажира автобуса.

Совет

С течением времени оказалось, что работа таксомоторных хозяйств в Москве, Санкт-Петербурге поставлена крайне неудовлетворительно. Пользоваться легковыми такси было практически невозможно. На стоянках, в особенности вокзальных, скапливались большие очереди пассажиров, нередко доходящие до полусотни человек. Стоянки — везде открытые, без навесов и скамеек.

Получить машину удавалось очень немногим пассажирам. Обычно, простояв пару часов и не дождавшись машины, большая часть ожидающих уезжала другим видом транспорта. Наблюдение за работой всех 30 стоянок г. Санкт-Петербург в один из октябрьских дней 1936г. выявило, что только на двух стоянках, да и то к вечеру, можно было получить такси.

Несколько лучше работали такси в Москве, но и здесь обслуживание пассажиров было поставлено плохо. На весь город имелись всего 23 стоянки. Автомобили к стоянкам подходили крайне редко, и прибывшие таксомоторы брались прямо «с боя». Громадные очереди на такси на всех привокзальных и крупных площадях были обычным для Москвы явлением.

Да и сама поездка в такси грозила пассажиру новыми неприятностями. Прежде всего он рисковал попасть в аварию из-за низкой квалификации и отсутствия дисциплины у водителей. Так, в Москве за 9 месяцев 1936г. произошло 286 аварий, в Ленинграде за то же время — 281 авария, т.е. примерно 2 аварии приходились на одну ходовую машину.

Наконец, пассажир, воспользовавшись услугами такси, обязательно сталкивался со злоупотреблениями и грубым отношением шоферов, носившим массовый характер. Десятки шоферов откровенно заявляли, что зарплата их не интересует, так как основным источником их дохода являются чаевые и обсчет пассажиров. Счетчики были отрегулированы так, что показывали неправильную стоимость проезда.

Неугодные пассажиры под любыми предлогами получали отказ: то горючего нет, то нужно ехать в гараж и т.п. Поездки на короткие расстояния были невозможны, так как шоферам они были невыгодны.

Плохая работа таксомоторного транспорта объяснялась следующими причинами. Таксомоторный парк имел очень малое число машин. В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург с общим населением 8 млн. человек, было всего лишь 570 списочных таксомоторов или одна машина на 12-24 тыс. жителей. В 1935−1936 гг.

таксомоторный парк, вместо пополнения, систематически уменьшался. Помимо этого, большинство таксомоторов были закреплены на постоянную и временную работу за различными организациями. В результате для обслуживания пассажиров оставалось очень небольшое число машин.

Из-за плохого ухода большинство машин были преждевременно изношены и фактически находились в полуразрушенном состоянии. В Москве из проверенных в 1936г. 189 машин 104 автомобиля были неисправны (63,6%), а 9 машин — даже опасны для движения.

Обратите внимание

Ремонт таксомоторов проводился медленно и недоброкачественно, система эксплуатации была поставлена неправильно. Диспетчеры лишь принимали заказы, но не регулировали использование свободных машин. Они не знали о наличии свободных машин на линии, не перераспределяли машины с незагруженных стоянок в пункты большого скопления пассажиров.

Они не были даже обеспечены телефонной связью со стоянками и таксомоторными парками. Принятые по телефону заказы, как правило, не выполнялись. Даже заказы, сделанные за сутки, оставались невыполненными.

Таксомоторные парки не испытывали недостатка в шоферах, так как большие заработки привлекали сюда много желающих.

Но вместо того, чтобы установить жестким контроль за их работой и организовать настоящую борьбу со злоупотреблениями, руководители таксопарков этими вопросами не занимались и, тем самым, способствовали моральному разложению людей, которых потом приходилось увольнять, как «неисправимых». Поэтому таксомоторные парки превратились в проходные дворы. Состав водителей во всех гаражах менялся в течение года.

До конца 1932 г . парк таксомоторов у нас пополнялся за счет иностранных машин марок Форд и Рено. Начиная с 1933 г ., стали поступать только отечественные автомобили ГАЗ, а с конца 30-х гг. — знаменитая модель М-1.

В 1936 г . тариф на поездку в таксомоторе был единым для всех городов и составлял: в дневное время — 80 коп. за 1 км в городе и 1 р. 20 коп. — за городом, а в ночное время — 1 р. 20 коп.

как для городских, так и загородных поездок.

С целью улучшения положения, существовавшего на таксомоторном транспорте, в конце 30-х гг. были приняты меры, направленные на организацию системы диспетчерского управления и увеличение численности автомобилей.

К 1939 г . в Москве уже существовали три таксопарка: № 1 — на 580 машин, № 3 — на 650 и № 10 — на 770 маши. Но и это не удовлетворяло потребностей столицы в таксомоторных перевозках. В перспективе было намечено увеличить количество таксомоторов: легковых — до 4 т с. и грузовых (ГАЗ-АА) — до 1,5 тыс. единиц.

К этому времени было четко определено, что диспетчерское руководство — это основной элемент организации таксомоторных перевозок. Проектом треста «Мостаксомотор» предусматривалось к концу 1939 г . на территории Москвы оборудовать 200−250 стоянок такси средствами проводной связи и сигнализации.

Важно

На стоянках должны были устанавливаться специальные колонки связи, имевшие световую сигнализацию в зова водителя на связь, а также кнопку вызова такси пассажиром в случае отсутствия свободных машин на стоянке.

На центральной диспетчерской станции (ЦДС) находился план города с лампочками, которые зажигались в случае наличия таксомоторов а стоянках. О применении средств радиосвязи для оперативного управления работой такси вопрос тогда еще не ставился в силу недостаточного уровня развития радиоэлектроники.

Для приема заказов на такси и учета их выполнения была разработана специальная диспетчерская документация. К концу 1939 г .
численность легковых такси в Москве достигла 3245 единиц, из их: 2740 — марки М-1 и 55 — ЗИС-101. В 1936 г . в Москве появились первые грузовые такси: в 1936 г .

— 38 единиц, в 1940 г . — 860 единиц, а с 1938 г . было организовано движение маршрутных таксомоторов (в основном ЗИС-101).

Вот небольшой кусочек истории развития такси в России, который удалось накопать на самых разных Интернет-ресурсах и в других источниках…

Источник: https://taxiru.ru/faq/istoriya-taksi/

Такси в центре Москвы – ЦАО

На главных магистральных улицах ЦАО: Арбат, Новый Арбат, Бульварное кольцо, Большая Дмитровка, Большая Никитская, Воздвиженка, Газетный переулок, Садовое кольцо, Панорама округа, Петровка, Кремлевская набережная, Лубянская площадь, Тверская улица | Красная площадь, Охотный ряд;

На всех станциях Метро: На территории округа расположены станции 9-и линий метро: Арбатско-Покровской, Замоскворецкой, Калининской, Калужско-Рижской, Кольцевой, Серпуховско-Тимирязевской, Сокольнической, Таганско-Краснопресненской, Филевской.

Наши диспетчеры без всяких проблем сразу определят Ваше точное местонахождение.

В ЦАО лучшим альтернативным транспортом будет такси от «Такси Москвы», ведь с нами:

  • быстро как на метро,
  • с комфортом, как в собственном автомобиле,
  • безопасно и не дорого.

Мы предлагаем лучший фиксированный тариф в аэропорт и гарантируем Ваше прибытие вовремя.



Стоимость рассчитывается по двум тарифам – фиксированный по км. и временной.
В зависимости от пробок и интенсивности движения пассажир сам выбирает наиболее подходящий и удобный для себя тариф.

Тарифы по МосквеВРЕМЕННОЙПО КИЛОМЕТРАЖУСтандарт

Универсал

МИНИВЕН до 7 мест

Микроавтобус от 12-до 18 мест

340 руб. – 20 мин. далее 10 руб. – 1 мин. 450 руб. – 10 км. далее 20 руб. – 1 км.
650 руб. – 20 мин. далее 15 руб. – 1 мин. 650 руб. – 10 км. далее 25 руб. – 1 км.
времени тариф недоступен 1200 руб. – 10 км. далее 30 руб. – 1 км.
времени тариф недоступен 2400 руб. – 10 км. далее 30 руб. – 1 км.

В аэропорту и на вокзале 30 мин бесплатно , далее 20р мин . По городу 10 мин бесплатно , далее 20р минута.
Среднее время подачи такси 15 минут | временной тариф действует в пределах МКАД | рекомендуем бронировать такси заранее

Станции метро по линиям:

  • Арбатско-Покровская линия: Смоленская, Арбатская, Площадь Революции, Курская, Бауманская;
  • Замоскворецкая линия: Белорусская (Радиальная), Маяковская, Тверская, Театральная, Новокузнецкая, Павелецкая (Радиальная);
  • Калининская линия: Третьяковская, Марксистская, Площадь Ильича;
  • Калужско-Рижская линия: Рижская, Проспект Мира, Сухаревская, Тургеневская, Китай-Город, Третьяковская
  • Кольцевая линия: Белорусская, Новослободская, Проспект Мира, Комсомольская, Курская, Таганская, Павелецкая, Добрынинская, Октябрьская, Парк Культуры, Краснопресненская;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия: Менделеевская, Цветной Бульвар, Чеховская, Боровицкая, Полянка, Серпуховская;
  • Сокольническая линия: Красносельская, Комсомольская, Красные Ворота, Чистые Пруды, Лубянка, Охотный Ряд, Библиотека им. Ленина, Кропоткинская, Парк Культуры, Фрунзенская, Спортивная, Воробьевы Горы;
  • Таганско-Краснопресненская линия: Улица 1905 года, Баррикадная, Пушкинская, Кузнецкий Мост, Китай-Город, Таганская, Пролетарская;
  • Филевская линия: Смоленская, Арбатская, Александровский Сад.

За пределами МКАД вышеперечисленные тарифы не действительны. Ниже преведены цены на такси в аэропорты.

ТАРИФЭКОНОМКОМФОРТУНИВЕРСАЛМИНИВЭНДОМОДЕДОВО

ШЕРЕМЕТЬЕВО

ВНУКОВО

ЖУКОВСКИЙ

ОСТАФЬЕВО

850 1000 1200 1500
800 950 1150 1450
800 950 1150 1450
1100 1250 1450 1750
1000 1150 1350 1650

Внимание: при заказе встречи в аэропорту добавляется к тарифу 100 рублей – в стоимость входит 30 минут ожидания в аэропорту и слежения за прилетом (отслеживание рейсов).

Просто заполните форму и наш оператор в считанные секунды свяжется с вами

форма заказа

Внимание: Если в течение нескольких минут диспетчер не позвонил вам, возможно по техническим причинам Ваше сообщения не дошло до нас, обязательно свяжемся по номеру +7(495)1250506 или напишите в чат (онлайн консультанту ).

Расширенная форма заказа с доп. услугамиСтоимость проезда в других округах МосквыЦАО СВАО ВАО ЮВАО ЮАО ЮЗАО ЗАО СЗАО

Закажите такси заранее и будьте уверены, мы позаботимся о вашей безопасной поездки.

Источник: https://TaxiMoskvi.ru/cao.html

С днем московского таксиста и немного истории

В эти выходные Москва будет отмечать день московского такси, в частности, завтра , 21 марта, все желающие смогут посетить праздник такси у главного входа ВДНХ, начало праздника в 12:00.

Если в советское время любили повторять за героями «Бриллиантовой руки»: «Наши люди в булочную на такси не ездят», то сейчас ситуация в корне изменилась, сейчас некоторые даже до метро на такси ездят.

Еще два года назад мы с удивлением наблюдали, что московские власти решили наконец менять облик и стиль работы московского такси (см. наш старый пост по этой ссылке), в 2012 году было решено, что все московские такси должны стать желтыми, легальными и более доступными.

Конечно, «бомбилы» все-таки пока что еще весьма активны, но по по ценовой политике официальное такси сейчас становится всё более популярным.

Представители мелких таксомоторных компаний и частники по-прежнему завышают цены и пользуются незнанием города приезжими (мать одного нашего минского товарища вообще однажды везли полчаса с Ленинградского вокзала на Казанский), я же всегда рекомендую пользоваться только официальным такси, там все же вероятность такой ситуации сводится к минимуму.
Если сейчас жизнь отечественного таксопарка более-менее стабильна, то история отечественных таксомоторов была непростой и очень запутанной.

Далее можно прочитать про историю такси в мире и в Москве, в частности —>

Так уж исторически сложилось, что отмечают день таксиста 22 марта. Именно в этот день в 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками. Хотя, история такси началась намного раньше – в 1896-м году по улицам немецкого города Штутгарта начали курсировать машины «Автомобильно-извозного предприятия».

Российская Империя в ту пору старалась не отставать от европейских соседей по части технических инноваций, но первые отечественные таксомоторы приступили к работе лишь 10 лет спустя.

И, что интересно, первое российское такси появилось не в Москве, не в Санкт-Петербурге и даже не в Киеве, а в Верном – столице тогдашней Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства.

Совет

Его владельцем стал коммерсант Бабахан Нурмухаммедбаев, который в 1906 году привёз в Верный автомобиль марки «Berliet», собранный на московском сборочном заводе кузовов «Братья Крыловы».

Вместе с тем, доподлинно известно, что в том же 1906 году в Петербурге был зарегистрирован первый владелец автомобиля, оборудованного счетчиком-таксометром, готовый перевозить господ за определенную плату. В любом случае, уже к концу первого десятилетия ХХ века российский таксопарк начал медленно, но верно расширяться.

В 1913 году Санкт-Петербург уже располагал 328 такси, тогда как Москва — 217. Во время Первой мировой войны таксомоторное движение не прекращалось, хотя мобилизация автомобильного парка для нужд армии значительно сократила количество такси в городах России. Но даже после Октябрьской революции таксомоторы работали в Москве и Питере до середины 1918 года.

Основу российского дореволюционного таксопарка составляли французские машины Charron (87 единиц) и немецкие Opel (51 единица); много было такси Panhard-Levassor (Франция), Adler, NAG, Gaggenau, Stoewer (Германия), а также Rossel-Peugeot, Berliet (Франция), Laurin-Klement (Австрия). А вот из 70-ти зарегистрированных для таксопарка «Руссо-Балтов» не использовался ни один – слишком кощунственной тогда казалась мысль использовать флагман российского автопрома для перевозок подвыпивших мещан.

Читайте также:  Главные преимущества использования гбо в автомобиле

Однако постановлением Петроградской Трудовой Коммуны от 6 июня 1918 года таксомоторы у частных владельцев были конфискованы (неудивительно при общей тенденции к «коллективизации») и переданы на обслуживание аппарата этой самой Коммуны. Подобная участь, к сожалению, постигла и московские таксомоторы.

Возрожден теперь уже советский автопарк был в разгар НЭПа – в 1925-м году. Поскольку своего автопрома в СССР еще, по сути, не было (не считая малогабаритных грузовиков АМО), в Москву прибыло 120 автомобилей марки «Renault». Окрашены первые советские такси были в черный цвет, за что и получили в народе прозвище «Браунинги».

Первые пятнадцать Renault-KG выехали из ворот гаража в Орликовом переулке 25 июня 1925 и заняли своё исходное рабочее положение на площади трёх вокзалов. Однако использование в Стране Советов импортных таксомоторов противоречило государственной идеологии, да и к началу 1930-х советский автопром худо-бедно начал показывать первые результаты жизнедеятельности.

Первые таксомоторы советского производства появились в 1933 году, когда Горьковский автозавод наладил производство ГАЗ-А. От обычных ГАЗов их отличал лишь таксометр, установленный снаружи кузова. В Москве в небольших количествах работали также ГАЗ-А «Аремкуз».

Вскоре, однако, «русифицированный форд» морально и технически устарел, и на смену ему пришла более современная «Эмка» — «Газ М-1».

Обратите внимание

Кроме того, с 1936 года на службу в таксопарк поступили и представительские автомобили ЗиС-101 (такой же был у И. В. Сталина), но использовали их, в основном, как маршрутки.

Маршрут их пролегал по Садовому кольцу, а проезд в них стоил рубль (для сравнения – в тот период проезд в метро и в автобусе стоил 50 копеек, проезд в троллейбусе – 40, а проезд в трамвае – 30 копеек).

В отличие от «эмок», мобилизованных в Красную Армию, ЗиСы прослужили в Москве всю войну.

После Великой Отечественной войны жизнь страны постепенно восстанавливалась. Появлялось всё больше практичных решений – так, например, возникла идея использовать в качестве такси малолитражные автомобили, которые расходовали меньше топлива и требовали меньше ухода.

В конце сороковых годов один из таксомоторных парков Ленинграда был укомплектован немецкими малолитражками DKW, а в пятидесятые годы таксопарки нескольких городов Советского Союза использовали «Москвичи».

Однако опыт эксплуатации показал, что малолитражкам не по силам долгая работа в качестве такси — суточный пробег около 300 км по самым разным дорогам очень быстро приводит к значительному износу машин.

«Естественный отбор» прошел в пользу машин среднего класса, и победа в номинации «национального таксомотора» досталась «Победе» — первой послевоенной гордости Горьковского автозавода.

«Победа» же стала и первым отечественным таксомотором, получившим специальную окраску. По борту были нанесены белые квадраты, в народе называемые «шашечками». Ранние машины были двухцветными — бежевый верх и с тёмно-синий низ.

Вскоре «Победу» подвинула «Волга» (Газ-21), которая оказалась долгожителем в советском таксопарке – 21-е «Волгари» активно эксплуатировались вплоть до начала 1970-х годов.

В 1961 году окраска такси изменилась. «Шашечки» стали наносить лишь на передние двери, а между ними располагалась большая буква «Т» в круге.

В начале 1970-х в роль национального таксомотора перешла к «Волге» нового поколения — ГАЗ-24-01.

Важно

В такси работали также универсалы ГАЗ-24-04, в которых сзади размещался дополнительный ряд сидений, вследствие чего в салон помещалось семеро пассажиров.

С апреля 1977 года в два раза была увеличена плата за проезд в такси, не изменявшаяся до этого аж с 1948 года. Такая официальная такса просуществовала до апреля 1991 года, когда плата за проезд стала взиматься на договорной основе.

В начале 1990-х годов государственные таксомоторы ушли в небытие, а таксопарки обзавелись в основном маршрутками. Ну и, разумеется, стали процветать частные извозчики, в народе более известные как «бомбилы». «Народными авто» у «бомбил» того времени, как правило, были «копейки» и «шестерки».

В середине 1990-х годов, однако, ситуация немного изменилась — в Москве стали появляться таксомоторные компании, оснащённые «Волгами-31029».

В последние годы ситуация с отечественным таксопарком существенно изменилась, впрочем, об этом уже говорилось, да и чего рассказывать о том, что мы сами сегодня видим.

С Днем Рождения, такси!

Источник: http://moscowwalks.ru/2015/03/20/taxi-day-2015/

Как менялось такси в Советском Союзе

Выражение “поймать мотор”, то есть “остановить такси”, оборот не сегодняшнего дня. Век назад такси так и называли – “таксомотор”. Затем – таксо, и только после этого привычным для нас словом “такси”.

После революции таксомоторы считались “излишней роскошью”, а при Сталине пользование ими называли “буржуазными замашками”. Да и в конце 60-х такси было доступно не для всех. Собственно, поэтому выражение из кинокомедии “Бриллиантовая рука”: “Наши люди в булочную на такси не ездят” – и стало крылатым.

Мы отследили взлеты и падения таксомоторных парков с момента их создания по сегодняшний день и посмотрели, как за прошедший век изменились машины с шашечками.

Извозчик железной кобылы

Совет

Сами того не зная, репортеры газеты “Голос Москвы” первыми в истории России разместили рекламу такси. В 1907 году издание сообщило о московском чудаке, который за деньги возит на машине пассажиров. На свой автомобиль он прикрепил говорящую табличку: “Извозчик. Такса по соглашению”.

Но широкое распространение такси получило в Санкт-Петербурге, когда в 1910 году было открыто коммерческое предприятие “Санкт-Петербургский Таксомотор”, предлагающее своим клиентам поездки на Ford. Плату за извоз определял счетчик – таксометр, который в 1891 году был изобретен немецким ученым Вильгельмом Брюном.

10 любопытных фактов о “носатых” советских автобусах

“Похожие на браунинги”

21 июня 1925 года по улицам столицы побежали первые машины Renault, вдоль кузова которых пролегала желтая полоса.

Появление такси на дорогах столицы стало возможным благодаря Московскому совету, где решили пустить по городу таксомотор – “комфортный транспорт, доступный рабочему человеку”.

Не имея своих автомобилей, для платных перевозок пассажиров выбрали уже известные к тому времени в качестве такси автомобили Renault.

Такси Renault получили в народе прозвище “браунинг”. О чем, собственно, в “Золотом теленке” и написали Ильф и Петров: “В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов “Рено”. 120 автомобилей! И это в то время, когда по Парижу бегали 16 тысяч аналогичных таксомоторов.

Взять свободную машину можно было на бирже (стоянке) такси, которые располагались в самых оживленных местах, к примеру, у Курского вокзала. Согласно тарифу, за одну версту (1066,8 метра) по счетчику брали 50 копеек. За час проезда на такси – 4,5 рубля. Поездка ночью обходилась на четверть дороже.

В 1930 году таксомоторный парк пополнился автомобилями Ford, с которых, собственно, и начинали дореволюционные таксомоторные общества. Новые такси были оборудованы таксометрами с освещенным циферблатом и красным флажком с надписью “Свободен”.

Лимузины не для всех

Обратите внимание

На смену Ford, выпущенным за рубежом, пришли его лицензионные копии. В 1929 году советское правительство выкупает у Ford Motor Company оборудование и документацию на производство копии автомобиля Ford-A и налаживает выпуск машин под маркой “ГАЗ-А”.

В первой половине 30-х годов именно эта модель становится самым популярным такси. Как и положено, машину оснащают таксометром и флажком “Свободен” – “Занят”. В марте 1938 года такси ГАЗ-А отправляют в провинцию, чтобы машины старой конструкции не портили вида крупных городов.

Почему “Запорожец” был “ушастым” и обладал дыркой в днище

Практически одновременно с появлением ГАЗ-А столичные улицы покидают таксомоторы Renault. Последняя машина этой марки была замечена в 1935 году.

И в 1936 году в новый таксомотороный парк под № 13 начинают поступать настоящие советские лимузины ЗиС-101 невероятно веселой расцветки – желтой, синей и голубой. Всего 55 штук.

Исключительной привилегией ездить на машине, которая изначально предназначалась для правительства, пользовались столичные жители. В 1939 году уже и Минск мог похвастать тремя такси ЗиС-101.

За пять лет, с 1935 по 1940 год, число такси в Москве выросло в шесть раз. Жителей и гостей столицы обслуживали пять таксопарков и почти 3,5 тысячи машин с шашечками.

Свободен!

В годы Великой Отечественной войны все пригодные для этого машины ушли на фронт. Из-за плохой проходимости по бездорожью в парках остались преимущественно ЗиС-101.

И поэтому после войны, когда такси вновь появилось на улицах Москвы и крупных городов, некоторое время клиентов обслуживали старые лимузины.

Списывать со счетов довоенные ЗиСы стали в 1946-1947 годах, когда на смену им пришли новенькие “Победы” и ЗиС-110.

Важно

В то, чтобы таксомоторы выделялись из общего потока автомобилей, свою лепту вновь внес Моссовет, когда принял решение раскрасить все машины с шашечками по единому стандарту: светлый верх, серый низ, опоясанный шашечками, и световой сигнал зеленого цвета с надписью “Свободен”.

Между лимузином и народным автомобилем

В то время как в гонке за пассажирами участвовали “Победы” и ЗиС-110, на Горьковском автомобильном заводе колдовали над тем, чтобы создать нечто среднее между этими двумя машинами. В результате “скрещивания” лимузина и народного автомобиля таксисты получили ГАЗ-12. В 1952 году в 1-й таксопарк Москвы поступило 300 ГАЗ-12.

В середине 50-х таксомоторные парки отказались от единой расцветки такси, и теперь на маршрутах можно было встретить машины разных оттенков. Объединяло их только одно – все автомобили по-прежнему расписывали шашечками.

Эпохальные автомобили

Новая волна обновления таксомоторного парка пришлась на 1956-1957 годы. На свою длинную смену заступили “Москвич-402” и первая ГАЗ-М-21 “Волга”. В отличие от “Победы” салон “Волги” первой серии, которую называли “первый выпуск со звездой” из-за бросающейся в глаза пятиконечной звезды на бампере, был намного просторнее.

Сиденья водителя и переднего пассажира были разделены. Причем переднее пассажирское сиденье раскладывалось горизонтально, чтобы можно было перевозить грузы, которым не нашлось места в багажнике.

Это было удобно, когда в такси ехали мамочки с колясками или кто-то вез из магазина только что купленный новенький телевизор.

Кстати, именно на “Волгах” впервые начала внедряться система радиотелефонной связи с диспетчером.

Как только с конвейера сходила новая серия ГАЗ-21, она неизменно пополняла таксопарки.  Легендарное такси ГАЗ-21 неоднократно появлялось на экранах. На “Волге” ездил главный герой фильма “Три тополя на Плющихе” таксист Саша. Позже этот же автомобиль появился в фильмах “Берегись автомобиля” и “Бриллиантовая рука”.

По цене “Буратино”

Совет

Очередное решение сделать все такси единого цвета пришлось на 1968 год, когда Моссовет постановил покрасить крыши автомобилей в красно-оранжевый цвет. Так многие машины и запомнились по бело-красному цвету кузова. В народе такой окрас получил едкое название “красная шапочка”. Но, как только летом 70-го на маршрут вышли ГАЗ-24, идея с “шапочками” провалилась.

Стоит отметить, что до 1973 года проезд в такси стоил 10 копеек за километр. Столько же стоила, к примеру, бутылка газированной воды “Буратино” или детский билет в кино.

Шашечки наголо

Первые такси “Волги” ГАЗ-24 были разного цвета, но с 1971 года Горьковский автозавод целенаправленно выпускает машины светло-салатовой окраски. Во время подготовки к московской Олимпиаде-80 по международным требованиям такси становится ярко-лимонного цвета, а на крыше у него появляется оранжевый плафон с шашечками, который подсвечивается в ночное время.

Спецавтомобиль КГБ и другие факты о 21-й “Волге”

Именно в таком виде у многих и запечатлено в памяти такси времен СССР. А также очереди к этим машинам, выстраивающиеся на вокзале, которые так хорошо показала в своем фильме “Карнавал” режиссер Татьяна Лиознова.

Неоднократно предпринимались попытки дополнить таксопарки “Москвичами”. Сначала в качестве эксперимента на маршрут выпустили “Москвич-408”, затем 412-й. Но в негласной конкуренции победила “Волга”. “Москвич” не смог выдержать нагрузок, которым подвергается такси.

Вместе с ярко-лимонной “Волгой” канула в Лету целая страна. В конце 80-х таксомоторные парки строили планы на будущее, расписывая на десять лет вперед, какие машины они закупят. Но в 1991 году государственное такси приказало долго жить.

Попытки навести порядок в этой сфере предпринимаются до сих пор. Это касается не только внешнего вида машин – единый цвет или обязательные шашечки. Речь идет и об единых тарифах в отдельно взятых регионах. При этом модельный ряд не трогают. Выбор оставляют на цвет и кошелек владельцев таксомоторных компаний.

Много говорят о создании единых требований к таксистам. К примеру, в советское время работать таксистом было не только престижно, но и очень ответственно.

На работу брали только тех водителей, которые соответствовали высоким профессиональным критериям. Кроме автошколы, таксисты проходили специальную подготовку, постоянно повышая уровень своего мастерства.

Попасть в ДТП для советского таксиста было все равно, что попрощаться с работой.

Источник: https://rg.ru/2014/07/09/taxomotor-site.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector